Миллиарды арбитражных долларов, «сбитых» с Украины, могут стать для китайцев интереснее, чем предприятие раздора. История Мотор-Сич (МС) — один из самых сложных геополитических кейсов в истории Украины. Он не только о рабочих местах и чувствительных оборонных технологиях. Во многом речь идет о выживании государства, вынужденного выбирать между фатальными экономическими потерями и угрозой лишиться суверенитета.
Чтобы получить первое, Украине достаточно окончательно отклонить китайские посягательства на МС. Но приняв их, можно настроить против себя ключевого партнера по безопасности — США.
Ситуация с МС не имеет простого решения. До решения СНБО о так называемой национализации Украина имела поле для маневра. Но сейчас ключевые партнеры — США и Китай — зажали нас в тисках. Любой вариант может потребовать от Киева репутационных и экономических потерь.
Без уступок со стороны Украины возобновление диалога с Китаем маловероятно. Но цена уступок не может быть критической. В условиях войны с РФ политическая ставка на США — определяющая. Они — авторы тренда «Путин — убийца» и только они готовы популяризировать этот нарратив в мире. Для них — неприемлема продажа МС Китаю. А значит, к сожалению, — и для нас.
Наша задача — найти точки соприкосновения с Китаем, сохранив партнерский формат с США. Варианты Киева должны быть интересными Пекину и приемлемыми для Вашингтона. Вероятные альтернативы — точно вне сектора безопасности. Наше предложение должно быть асимметричным. Это могут быть инвестиции в агросектор, учитывая запуск на Украине рынка земли. Китай может заинтересоваться стратегическими инвестициями в украинские порты, в авиастроение или погрузочно-логистические терминалы.
Сейчас время работает против нас.
Договориться следует до получения решения международного арбитража, где китайцы рассчитывают получить компенсацию за утраченную собственность. Это может произойти, по оценкам юристов, через полтора-два года.
Наши шансы на победу мизерные. А поражение будет стоить бюджету до пяти миллиардов долларов. Для Украины это заоблачная цифра. И это — без учета потерь от вероятных торговых ограничений со стороны Пекина.
В то же время, вероятное поражение в споре с Китаем усилит нашего врага — РФ. Кремль рассчитывает на дальнейшее сотрудничество с китайскими акционерами МС и получение ими технологий и документации нашего предприятия. Восемьдесят процентов вертолетов, произведенных в РФ, оснащены запорожскими двигателями.
Даже новый китайско-российский вертолет Advanced Heavy Lift, по настоянию Поднебесной, проектировался с двигателем АИ-136Т. ГП Ивченко-Прогресс передало его в пользование МС. Поэтому россиян вполне устраивает вариант дальнейшей покупки и обслуживания украинских авиационных агрегатов через китайский Чунцин, где должно быть налажено их производство.
Диалог с Китаем стоит разворачивать на разных уровнях, в том числе и на самом высшем. Можно попытаться восстановить коммуникацию с китайцами на площадке межведомственной рабочей группы минюста, созданной для доарбитражного урегулирования.
Отдельный кейс — коммуникации с главой DCH Group Александром Ярославским. Он имеет влияние, чтобы стать посредником в переговорах Киева и Пекина. Собственно, китайцы и привлекли его в проект, чтобы предложить Украине уважаемого и адаптированного к местным реалиям партнера.
Цель этого диалога — сформулировать Поднебесной альтернативу, которая сохранит Украине контроль над МС и побудит китайцев отказаться от арбитражных требований. Главное — сделать это до «Времени Ч». Иначе миллиарды арбитражных долларов, «сбитых» с Украины, станут для китайцев и DCH Group интереснее, чем предприятие раздора.