На первый взгляд кажется, что приостановка Россией авиасообщения с Турцией начиная с 15 апреля, за исключением двух рейсов в неделю, связана с эпидемией коронавируса, но, если заглянуть за кулисы, становится понятно, что важную роль сыграли и политические факторы.
По общему количеству случаев коронавируса и Россия, и Турция располагаются наверху мирового рейтинга. Несмотря на то, что Россия разработала вакцину от коронавируса, вакцинация россиян продвигается медленно, а Турция на фоне ослабления ограничений переживает взрыв заболеваемости.
В этом отношении решение России о запрете с ее точки зрения выглядит логичным. Также известно, что большое количество российских граждан давно забронировали отдых в Турции на праздничные дни в начале мая.
Однако, судя по событиям, которые происходят на линии Анкара — Москва в последние дни, видно, что в принятии решения о запрете полетов политика сыграла отнюдь не малую, а может быть, даже решающую роль.
Сначала президент России Владимир Путин в телефонном разговоре с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом «акцентировал важность сохранения действующего режима Черноморских проливов согласно положениям Конвенции Монтрё 1936 года в целях обеспечения региональной стабильности и безопасности».
Затем президент Украины Владимир Зеленский встретился с президентом Эрдоганом в ходе визита в Стамбул, за которым Москва внимательно следила. Эрдоган вновь подтвердил поддержку в вопросах Крыма и территориальной целостности Украины.
А всего за несколько часов до объявления о запрете полетов министр иностранных дел России Сергей Лавров, отвечая на вопрос о поставке Турцией беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Украине, отметил: «Москва предупреждает Турцию и остальные страны о том, что не стоит подпитывать милитаристские настроения Киева». Лавров продолжил: «Я сразу скажу, что мы всем ответственным странам, с которыми общаемся, — Турция одна из них — настоятельно рекомендуем проанализировать ситуацию, вечные воинствующие заявления киевского режима и предостерегаем их от того, чтобы они подпитывали эти милитаристские настроения». Украина — не единственный фактор, создающий трудности в отношениях Турции и России. В числе других вопросов, которые долгое время вызывают проблемы между двумя странами, — сирийский Идлиб.
Относительно связи решения с коронавирусом агентство написало: «В Турции ситуация ухудшается с каждым днем», и, отметив, что увеличение количества случаев заражения вызвано ослаблением мер, привело критические замечания в адрес правительства.
Далее проведя анализ украинско-турецких отношений, агентство написало: «В последние дни внимание было приковано к визиту Зеленского в Стамбул. Эрдоган пообещал помочь Киеву в присоединении к НАТО и заверил, что Анкара выступает за территориальную целостность и суверенитет Украины. Кроме того, турецкий лидер поддержал инициативу по созданию Крымской платформы, которая будет работать над возвращением Крыма в состав Украины».
Коснувшись также военного сотрудничества между Украиной и Турцией, «РИА Новости» написало: «Турецкие БПЛА кружат в небе над Донбассом».
Таким образом, хотя кажется, что на решение России повлияла эскалация вспышки коронавируса в Турции, возникает впечатление, что окончательное решение было «политическим», и оно было нацелено на «запугивание» Анкары.
Взгляд специалиста по туризму
Колумнист «Медья гюнлюю» (Medya Günlüğü), специалист по туристической отрасли Рефет Каякыран (Refet Kayakıran) прокомментировал последние события так: «Турция во время пандемии, очевидно, пережила большое экономическое потрясение. Имеют место такие противоречия, когда, с одной стороны, весь сектор продуктов питания и напитков закрывается, с другой — отели остаются открытыми, поездки продолжаются. Интересно, насколько эта свобода передвижения как внутри страны, так и в зарубежном туризме повлияла на то, что мы, с одной стороны, занимаем шестое место в мире по вакцинации, но при этом находимся на вершине мирового рейтинга по количеству случаев заражения? Туризм возможен только в мирной и здоровой обстановке. Однако в Сирии, которая находится по соседству с нами, годами продолжается гражданская война, в Ливии много лет царит хаос, теперь вот-вот переполошится Украина. Иными словами, Турция, к сожалению, испытывает трудности и с миром, и со здоровьем…»