Украина и ее западные союзники в очередной раз пытаются выяснить, настроен ли Владимир Путин на войну. В 2014 и 2015 годах после аннексии Москвой Крымского полуострова и захвата части восточной Украины российский президент выступил с угрозами относительно расширения конфликта и сдал назад только из-за введенных западных санкций, а также мнимого мирного соглашения, которое помогло сдержать конфликт в Донбассе, однако его условия до сих пор остаются невыполненными.
Не менее 28 украинских солдат были убиты в Донецкой области с момента нарушения в этом году соглашения о прекращении огня. Десятки тысяч российских военнослужащих были мобилизованы и направлены к восточной границе Украины, а также в Крым, тогда как российские боевые корабли были переброшены из Каспийского в Черное море.
Риторика Москвы становится все более воинственной. Националистически настроенные идеологи на российском государственном телевидении призывают к полной аннексии Россией Донецкой области или даже к более масштабному вторжению. Путин сообщил немецкому канцлеру Ангеле Меркель, что Россия может вмешаться для спасения пророссийского населения Донбасса от повторения такой кровавой бойне, как это было в Сребренице, хотя нет никаких свидетельств того, что жителям этого региона грозит такого рода опасность. Дмитрий Козак, специальный уполномоченный Кремля по Украине, заявил о том, что любая эскалация со стороны Киева «будет началом конца» для этой страны. Российский ответ будет «не выстрелом в ногу, а выстрелом в висок».
Аналитики обсуждают возможность российской интервенции. Вот ее возможный диапазон — от более интенсивных боев вдоль той контрольной линии, которая отделяет украинские войска от поддерживаемых Россией сепаратистов и российских военнослужащих в Донбассе, от захвата всего Донецкого региона с прилегающими к Крыму территориями, до полномасштабного вторжения. Организация беспорядков среди русскоговорящего населения Одессы и Харькова тоже может послужить поводом для направления туда российских «миротворцев».
При всей неопределенности ситуации, кажется очевидным, что минский процесс оказался в тупике. Киев не будет проводить там местные выборы и разрабатывать новый автономный статус Донецкой области, пока Россия и ее сепаратистские ставленники не передадут Киеву контроль на границе, а также в вопросах внутренней безопасности, однако Москва отказывается это делать.
«Мирный процесс закончился, — заявил на прошлой неделе на мероприятии Немецкого Фонда Маршалла (German Marshall Fund) британско-украинский ученый Тарас Кузьо (Taras Kuzio). — На самом деле, это никуда бы не привело. Любой украинский лидер потерпит неудачу. Путин не идет на компромиссы».
Кроме того, складывается впечатление, что и Нормандский формат с участием Германии, Франции, России и Украины тоже достиг своего предела. Хотя он предоставляет возможность Киеву говорить на равных с Москвой, он также позволяет России выступать в качестве посредника в гражданской войне другой страны, а не в качестве агрессора. Однако в настоящее время способность Парижа и Берлина оказывать давление на Москву вызывает сомнение.
Хотя Меркель выдерживает линию в отношении санкций Евросоюза, она настаивает на продолжении строительства трубопровода «Северный поток — 2», по которому российский природный газ будет перекачиваться в Германию. Президент Франции Эммануэль Макрон считает этот трубопровод плохой идеей, однако выступает за более широкую перезагрузку отношений с Кремлем. Украинский лидер нуждается в более активном участии Америки, подчеркивает Алена Гетьманчук (Alyona Getmanchuk), директор расположенного в Киеве исследовательского центра «Новая Европа». Байден предложил Украине «непоколебимую» поддержку со стороны Соединенных Штатов. Однако пока не ясно, что это означает. Новые экономические санкции представляются вероятными, тогда как о военной помощи этого сказать нельзя.
По словам Гетьманчук, российская военная угроза должна восприниматься серьезно, однако не настолько, чтобы Запад стал «играть в игру Путина» и заставил Украину пойти на уступки, подрывающие ее территориальный суверенитет. Вместо этого Соединенные Штаты и Евросоюз должны «разработать и синхронизировать две стратегии: поддерживать Украину; наказывать Путина». Пока Соединенные Штаты, судя по всему, в большей мере склонны это сделать, чем Евросоюз. Однако Макрону и Меркель будет сложно удержать свою позицию, если действия российского президента приведут к еще большей эскалации этого кризиса.