Во что играет Россия? Почему она решила вывести свои войска после столь впечатляющего их сосредоточения на суше и на море у границ с Украиной? Официально учения просто подошли к концу. В действительности, резко нагнетая напряженность, Москва преследовала несколько целей, которые можно резюмировать следующим образом: привлечь внимание к тому факту, что она — по крайней мере в своих глазах — неоспоримо великая держава и отвлечь внимание своих граждан от экономических проблем, а именно от ситуации с covid-19 (далеко не блестящей, несмотря на вакцину «Спутник V») накануне выборов в законодательные органы, которые состоятся осенью. Также надо было отвлечь внимание от судьбы оппозиционера Алексея Навального, который только что прервал голодовку, сидя в тюрьме.
Так, на несколько дней мир увидел себя накануне вооруженного столкновения между Россией и Украиной. Не заставит ли нас облегчение, которое сейчас последовало за этим страхом, забыть о жестоких репрессиях против любой оппозиции (почти как в Белоруссии), действующей в России? Несмотря на отношение к Навальному, несмотря на его неоднократные кибератаки, Путин проведет двусторонний саммит — скорее всего, в нейтральной стране — с Байденом. «Я вас напугал, значит, я существую». Выражение снова сработало. То, что Москва вынуждена «махать мечом», чтобы существовать, свидетельствует о ее комплексе неполноценности по отношению к двум бесспорным сверхдержавам: Соединенным Штатам и Китаю. «Третья маленькая» всегда должна делать больше, чтобы подняться до уровня двух других.
Легитимность и честь
Для Путина имидж России в мире — один из важнейших ключей к ее легитимности. Он не принес процветания, не говоря уже о свободе, но он вернул России ее честь. Ситуация завидная, но все же он считает ее хрупкой. Чтобы упрочить свой статус в мире и свою власть в России, Путин, конечно, играет с российским ирредентизмом в отношении Украины (и Белоруссии, может и прибалтийских республик). Разве он не сказал, что «распад СССР был величайшей трагедией двадцатого века»? Окончание военных учений у украинских границ не означает, что Россия отказывается от Украины.
Тестирование Байдена
Для Путина усиление напряженности в отношениях с Украиной также послужило «проверкой на прочность» для Америки Байдена. Вашингтон, похоже, посылает миру противоречивые сигналы. США решают полностью вывести свои войска из Афганистана, тем самым фактически передав эту страну талибам, и одновременно снова подтвердить на международном уровне свою приверженность демократическим ценностям? Что, после нескольких лет правления Трампа, стало является источником разочарования и раздражения для Москвы.
Было бы не преждевременным проверить решимость и нервы нового американского соперника, который без колебаний называет Путина «убийцей». В то же время Москва может таким образом судить о европейской решимости. Проявит ли западный мир единство, чтобы защитить суверенитет Украины или возможность противодействия России? Способен ли он еще на это?
Циничная дипломатия
Чтобы запугать своих противников, Россия последовательно использует циничную дипломатию. Да, она продает оружие Мьянме и гордится этим. Она без колебаний демонстрирует свою поддержку бирманских солдат, подвергшихся остракизму со стороны большинства международного сообщества после совершенного ими переворота. Москва также отмечает свой вклад в борьбу с терроризмом: например, в Сирии, где Россия «уничтожила» не менее двухсот исламистских боевиков в результате воздушных налетов.
Однако тактическое мастерство Путина, несомненно заключается в том, что он изо всех сил пытается скрыть отсутствие стратегии как таковой и глубокие противоречия, характеризующие его действия. Россия напрасно суетится, но у нее нет средств — за исключением не очень пригодного для использования ядерного оружия — играть на поле двух других супердержав. Более того, стоит повторить, Китай представляет собой единственную реальную угрозу для России.
Но краткосрочные интересы российского режима и долгосрочные интересы страны не совпадают. Будущее Путина устремлено на Восток в сторону «восточного деспотизма». Будущее России будет обращено на Запад, хотя бы для установления демографического баланса с Китаем.
А пока, перед лицом российских учений мы должны проявлять единство и твердость: то есть поддержать Украину и Навального.