В декабре 2020 года бывший президент США Дональд Трамп и Конгресс одобрили дополнительные санкции, чтобы остановить строительство путинского трубопровода стоимостью 11 миллиардов долларов. Тогда еще только избранный президент США Джо Байден назвал газопровод из России в Германию «невыгодной сделкой для Европы».
Однако всего через пять дней после инаугурации Байдена российский Газпром презрел американские санкции и возобновил трубоукладочные работы у берегов Дании. По оценкам экспертов, строительство должно завершиться к июню 2021 года.
Всю зиму Германия и Россия неистово лоббировали в американской столице. Считается, что это их усилия отсрочили санкции. Кроме того, поползли слухи, что администрация Байдена сможет смягчить свою позицию по «Северному потоку — 2». Противники проекта предупреждают, что решающее значение имеет время, потому что как только русские закончат строительство, решать, подключать трубопровод или нет, предстоит немецким властям
В стане сторонников газопровода оказалось нынешнее правительство и деловые круги Германии. Сообщаются, что они тянули время, то и дело откладывая запланированные встречи в Вашингтоне.
7 апреля Белый дом выдвинул кандидатуру Амоса Хохштейна (Amos Hochstein) на должность специального посланника по «Северному потоку — 2» с явным мандатом остановить проект. При президенте Бараке Обаме Хохштейн занимал пост специального посланника по международным энергетическим вопросам и был близким советником тогдашнего вице-президента Джо Байдена. Недавно он был членом международного наблюдательного совета украинского энергетического гиганта Нафтогаза.
В начале апреля имя Хохштейна журналу «Политико» назвал источник в Белом доме. Русских его кандидатура разозлила: для них это сигнал, что Байден готовится занять более жесткую позицию. «Подобные спецпредставители по проекту, который не имеет никакого отношения к США и который вообще расположен на другом континенте, — наверное, это очень красноречиво говорит о том, что называется вмешательством во внутренние дела, вмешательством в экономические интересы других стран», — пожаловался пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков в интервью ТАСС.
В Вашингтоне же новость о Хохштейне многих воодушевила, но при этом копится раздражение из-за проволочек с утвержденными санкциями.
Несмотря на двухпартийный консенсус, санкции завязли в Госдепартаменте из-за очевидного раскола между «соглашателями» и «ястребами». 21 апреля соавтор санкций сенатор Тед Круз (Ted Cruz) объявил новую контрстратегию. «Сегодня комитет Сената по международным отношениям направил единое, двухпартийное, недвусмысленное послание всем компаниям, участвующим в «Северном потоке — 2»: Соединенные Штаты знают, кто вы есть, и если вы не прекратите немедленно, приготовьтесь к санкциям».
«Как я уже не раз говорил, завершение газопровода «Северный поток — 2» серьезно подорвет национальную безопасность Америки, вознаградит Россию за ее агрессивный экспансионизм и преступления и сделает энергетическую безопасность наших европейских союзников заложником России», — добавил он в пресс-релизе. Еще Круз отказался утверждать кандидатов Байдена в Госдепартамент, пока санкции не заработают.
Пока в США кипели дебаты вокруг трубопровода, Путин мобилизовал российские вооруженные силы на широкомасштабную демонстрацию силы вдоль границы с Украиной. В середине апреля Байден подтвердил свою поддержку украинского суверенитета, объявил о новых санкциях против России и призвал Путина к «деэскалации». Однако санкций против трубопроводов в списке последних мер не оказалось.
Путин ответил еще большей эскалацией. Под прикрытием военных учений были введены жесткие ограничения на судоходство по Черному морю, и поставки жизненно важного дизельного топлива на Украину прервались.
Затем, 22 апреля, российский лидер внезапно прекратил бряцать оружием. Масштабы отвода войск с позиций у украинской границы прояснятся в ближайшие недели, но недавнее напоминание о военной мощи Москвы уже привлекло внимание к сохраняющейся российской угрозе.
Очевидно, что вопрос о трубопроводе «Северный поток — 2» должен решаться в приоритетном порядке. Время уходит. Русские рассчитывают завершить строительство трубопровода к июню, чтобы надавить на Германию и заставить ее его запустить.
Газопровод необходим России, чтобы придать стимул ее умирающей экономике, получить рычаги влияния на европейский рынок и цены на энергоносители, а также обойти трубопроводную систему Украины. «Северный поток — 2» лишит Украину важных транзитных доходов. И, что еще важнее, устранит крупное препятствие крупномасштабным военным операциям против Украины, потенциально открывая путь к серьезной эскалации семилетнего конфликта между двумя странами.
Немецкая промышленность добивается трубопровода, потому что «Северный поток — 2» сделает Германию газораспределительной станцией Европы и обеспечит ее предприятиям скидки по сравнению с конкурентами. Еще это ключевой проект для бывшего канцлера Германии Герхарда Шрёдера (Gerhard Schröder) — он не только личный друг Путина, но и возглавляет «Северный поток» и Роснефть в России.
Заверить строительство — не единственная проблема, вставшая перед трубопроводом, подчеркнул член Европейского парламента и спикер партии Европейской партии зеленых Райнхард Бютикофер (Reinhard Bütikofer). «Даже если они [Россия и ее немецкие партнеры] достроят трубопровод, они все равно не смогут добиться своего», — заявил он, пояснив, что в Германии и на уровне ЕС сохраняются серьезные экологические и правовые проблемы, которые могут помешать его работе.
Несмотря на все препоны, Россия торопится завершить проект. Противники опасаются, что по его завершении Москва саботирует существующие маршруты через Украину, чтобы Германия согласилась переключить все поставки на «Северный поток — 2».
«Россия — партнер ненадежный», — прокомментировал Буетикофер. «Я лично убежден, что российский режим агрессивен, и мы должны проявить солидарность с Украиной и другими соседями России. Я не верю, что Россия действует в интересах Европы».
Строительные работы продолжаются, трубопровод близится к завершению, и окно возможностей, чтобы остановить «Северный поток — 2» скоро захлопнется. Администрация Байдена больше не может себе позволить никаких колебаний, если хочет его заблокировать.
Недавняя переброска сил на границу с Украиной подчеркнула, что Путин готов и впредь угрожать новыми актами международной агрессии. Теперь США предстоит решить, хотят ли они разоружить трубопровод, который критики давно заклеймили геополитическим оружием.
Диана Фрэнсис — старший научный сотрудник Евразийского центра Атлантического совета, главный редактор канадской газеты «Нэшнл пост», заслуженный профессор Школы управления имени Теда Роджерса Университета Райерсона и автор десяти книг.