Я отнюдь не против нюансировки. Наоборот, я уже десять лет каждый день всецело к ней призываю — в своих статьях, постах в «Фейсбуке» и повсюду. Но мне не нравится, когда одних понимают и принимают целиком и полностью — «запонимали» чуть ли не «до дыр» — а для других понимания не находится совсем. Уточнять некоторые нюансы или пытаться разобраться — совершенно не значит что-то отстаивать.
В Норвегии понимание находится едва ли не для всего на свете — от педофилов до боевиков ИГИЛ* (запрещенная в России террористическая организация, прим. перев.) и других террористов. А в апреле 2021 года у национального телевещателя «Эн-эр-ко» (NRK) нашлось понимание даже для «фронтовиков» — то есть норвежских нацистов времен Второй мировой. Их крутили крупным планом и давали свободно высказаться до тех пор, пока вы не проникнитесь к ним добротой и состраданием. В конце концов, они же убивали всего лишь русских. Это напомнило нашумевшую передачу от 15 ноября 2018 года, когда Пол Салахадин Рефсдал (Pål Salahadin Refsdal, норвежский журналист, проведший некоторое время в плену у Талибана* и принявший ислам, прим. перев.) на голубом глазу брякнул, что террористы из Аль-Каиды* (запрещенная в России террористическая организация, прим. ред.) «почти не нападают на мирных жителей» — хотя именно на них возложена ответственность за теракт 11 сентября, унесший 3 000 жизней.
Но то, как «Эн-эр-ко» отмывает добела «фронтовиков», отличается от привычного. В телесериале действия нацистов отчасти оправдываются фальсификацией российской истории. Во втором эпизоде даже утверждается, что Россия до революции 1917 года была демократической страной! «К власти в России пришла партия большевиков. Ее лидер Владимир Ленин воспользовался шаткой ситуацией, и вскоре на смену демократии пришла коммунистическая диктатура».
Вот еще несколько случаев ложной либо заведомо тенденциозной историографии, которые оправдывают действия нацистов:
«Ленин безжалостно казнил большинство своих противников и создал новое гигантское государство — Советский Союз».
Только в этом предложении можно отметить три момента.
1. Шла война, люди гибли с обеих сторон, но «Эн-эр-ко» делает вид, что убивали лишь по приказу Ленина.
2. США, Великобритания, Франция и другие страны тоже принимали участие в так называемой «гражданской войне против большевиков», где погибло до 7 миллионов советских русских. Об этом не сказано ни слова.
3. «Гигантское» государство действительно было большим, но все же намного меньшим, чем до революции — большевикам пришлось уступить огромные территории, чтобы заключить мир с Германией. Даже норвежская Википедия пишет, что Россия отказалась от «территории с 56 миллионами жителей и 32% всего населения страны». «Помимо прочего, Россия лишилась трети железнодорожной сети, 73% общей добычи железной руды, 89% добычи угля; и более 5 000 фабрик и промышленных предприятий. <…> Кроме того, мирный договор подтвердил независимость Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии и Украины».
«У Сталина тоже были планы коммунистической экспансии Советского Союза. И, к великому удивлению мира, Гитлер и Сталин заключили пакт о ненападении».
Во-первых, если бы главной целью Сталина и большевиков действительно была экспансия, назревает вопрос, отчего же они ждали целых 22 года и почему Сталин как нарком советского правительства, пришедшего к власти 7 ноября 1917 года, согласился с отторжением вышеупомянутых территорий? И сравните с Гитлером, который тут же вернул всеобщий воинский призыв и развернул масштабное перевооружение, за которыми последовал аншлюс Австрии пятью годами позже (1938), а с 1939 года — нападение на Чехословакию, Польшу и другие страны.
Напротив того, среди историков сегодня широко распространено мнение, что советские меры против таких стран, как Финляндия и Эстония, были в первую очередь оборонительными — то есть защитой от грядущего нападения со стороны Германии. И оно не заставило себя ждать. Тут Советский Союз оказался совершенно прав, хотя упомянутые «оборонительные меры» явно неоднозначны. Пакт о ненападении с советской стороны тоже был оборонительным ходом, чтобы выиграть время на подготовку.
Во-вторых, сталинский СССР долгие годы пытался заручиться поддержкой Франции и Великобритании против Гитлера. Независимо от этого, Советы начиная с 1936 года саботировали поставки оружия Гитлера и Муссолини в Испанию другому фашисту — Франко. Об этом подробно пишет Ларс Боргерсруд (Lars Borgersrud) в книге «Необходимая миссия». «Эн-эр-ко» и об этом не упомянули. Не далее как 15 августа 1939 года Советы предложили выставить против Гитлера более миллиона солдат. Но западные державы — Великобритания и Франция, за 11 месяцев до этого подписавшие с Гитлером катастрофический Мюнхенский сговор — снова отказались. Это усилило подозрения СССР, что они заключили секретное соглашение с Германией. И только после этого, после нескольких лет безуспешных попыток привлечь на свою сторону Францию и Великобританию, СССР пошли на соглашение с Германией.
Читаем об этом в газете «Телеграф»: «Судя по документам, которые держались в тайне почти 70 лет, Советский Союз предлагал выставить крупные военные силы в попытке завлечь Великобританию и Францию в антинацистский союз. Такое соглашение могло изменить историю 20-го века и помешать пакту Гитлера со Сталиным, благодаря которому Гитлер получил возможность начать войну против соседей Германии. <…> Но Великобритания и Франция <…> на советское предложение от 15 августа 1939 года не откликнулись. Тогда Сталин обратился к Германии и через неделю подписал пресловутый пакт о ненападении — пакт Молотова-Риббентропа».
Один из «фронтовиков» в сериале «Эн-эр-ко» говорит, что коммунисты уничтожали евреев и украинцев в городе Лемберг (Львов). Но аналогичные расправы украинских нацистов — например, Степан Бандера и Организации украинских националистов — в многочасовом сериале не упоминаются ни единожды.
«Нежелание Сталина не считался с мировым большинством, объясняется скорее его возможностями, чем намерениями».
Это утверждение подается как неоспоримая истина, но противоречит элементарным фактам — например, что Советский Союз добровольно отказался от значительной части своей территории в 1917 году или что после войны советские войска добровольно ушли из норвежской губернии Финнмарк и большей части Финляндии, а также оставили огромные территории, освобожденные от японской оккупации.
Однозначного ответа на эти исторические вопросы — мировые историки обсуждают их и поныне — нет. Но примечательно, что «Эн-эр-ко» выбрали строгую трактовку времен холодной войны. Говорят, что в странах НАТО идет процесс переписывания истории. Может показаться, что «Эн-эр-ко» предложили свои услуги. Да, сериал хорошо вписался в продолжающуюся пропагандистскую войну против России. Я уверен, что он бы ни за что не получился столь антисоветским/антироссийским, если бы вышел 20 лет назад или в 90-е годы, до новой холодной войны.
Да, Норвегия готова понять и принять всё и вся — кроме тех, кого США, НАТО и правительство назначили своими врагами. Как в романе Джорджа Оруэлла «1984»: враги со временем меняются, но есть одна константа — Россия. Значит, «Эн-эр-ко» ни за что не снимет сериал, который как-то нюансирует образ или попытается понять Сталина или Путина (никакого сравнения). Или «временных» врагов вроде президента Сирии Башара Асада и его сторонников. Их будут мазать лишь одной краской: черной.