Само словосочетание «День Победы» все больше вытесняется из официального дискурса, из СМИ, из речей политиков. Наблюдается подмена его «днем скорби и примирения».
Сформировалось поколение, для которого День Победы — не более чем недодекоммунизированный советский атавизм. Подрастают дети, рожденные и воспитанные этим поколением, для которых уже нет противоречия между семьей и школой в оценке событий 76-летней давности, как это было характерно для их родителей.
Очевидно, что в ближайшей исторической перспективе и руководству страны, кто бы не оказался «у руля», и обществу придется четко определиться, нужен ли День Победы 9 мая? Или вследствие смещения акцента к «общеевропейскому празднованию 8 мая», «примирению», «переоценке значимости» эта дата будет окончательно изъята из перечня государственных праздников? Опрос общественного мнения, проведенный на днях не дает окончательного ответа. С одной стороны, очевидна амбивалентность мнения опрошенных по данному вопросу: 41 процент считает, что Украине нужно праздновать и День памяти и примирения 8 мая, и День Победы над нацизмом 9 мая. 31 процент опрошенных уверены, что нужно отмечать только 9 мая, только 9 процентам импонирует идея ограничится празднованием 8 мая, а 10 процентам вообще все равно, что и когда праздновать (очень приметная для нашего времени группа, выделившаяся в последние несколько лет). В то же время можно отметить снижение с 2014 года поддержки официального статуса Дня Победы (здесь играют роль и государственная политика, и социально-демографические факторы, о которых упоминалось выше). С другой стороны, существует принципиальное различие между жителями запада и востока нашей страны. В южных и восточных регионах относительное большинство выступает за празднование только 9 мая (48 и 42 процентов соответственно), на западе и в центральной Украине относительное большинство населения за празднование как 9 мая, так и 8 мая (49 и 44 процента соответственно).
Таким образом, дата, призванная объединять потомков тех, кто победил нацизм, разделяет украинское общество по идеологическому, поколенческому, региональному признаку. В этом нет вины тех, кто разгромил гитлеровцев. Увы, вместо честного открытого обсуждения вопроса в публичной дискуссии и в исторической плоскости нам уже долгое время пытаются навязать суррогат некоего примирения победителей и побежденных, что, естественно, не устраивает ни одну из сторон. Фальшь и аморальность подобной концепции порождают только нагнетание радикальных настроений. Также провалилась и ставка на объединяющее значение «жертв в каждой семье», на что упирала государственная пропаганда во времена Кучмы и Януковича — жертвы сами по себе не несут того смысла, который символизирует та или иная памятная дата. Нечего и говорить о провале третьего варианта решения «проблемы 9 мая» от Порошенко-Вятровича. Запретить День Победы, прославив взамен 14-ю гренадерскую дивизию Ваффен СС «Галиция» у них не получилось. Более того, настойчивые попытки продавить этот курс во многом способствовали поражению предыдущего президента на выборах 2019 года.
Так или иначе, сегодняшняя пока еще официальная дата остается одной из болезненных тем смыслового самоопределения украинского общества. Но какая бы из концепций не стала основой будущей государственной политики, это не изменит отношения к Дню Победы тех, для кого этот праздник — главный в году. Никто не может и не имеет права игнорировать чувства этих людей. Ну и конечно, никакие политические пертурбации не должны бросать тень на бойцов, отдавших свои жизни в борьбе с гитлеровцами, борьбе, благодаря которой, в частности, существует современная Украина. Память и слава.
Сергей Литвинов, заместитель директора компании Sociopolis: Social, Political & Market Research