Назад в СССР: чем Украине грозит введение маржи на дизтопливо и бензин (Главред, Украина)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Введением маржи на топливо украинские власти переходят к ручному регулированию цен. Этим они уничтожают конкуренцию на рынке нефтепродуктов, что автоматически приведет к росту стоимости бензина для населения.

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины опубликовало постановление, которым предлагает на период действия карантина установить предельную маржу для АЗС при продаже бензина и дизтоплива. Согласно документу, торговая надбавка к средней цене дизельного топлива не должна превышать 7 гривен за литр, а бензина — 5 гривен.

Стоит отметить, что это не первая инициатива Минэкономики. В апреле они уже ввели декларирование цен на топливо, согласно которому поставщики топлива должны были за 20 дней уведомить Госпродпотребслужбу о возможном повышении.

Обе эти инициативы демонстрируют полное непонимание рыночных процессов и ценообразования на рынке топлива Украины. И их внедрение показывает, что на Украине переходят от рыночной экономики к административно-командному методу, тем самым возвращаясь в СССР или 2004 год, когда кабмин устанавливал цены на заправках. Так как цены тогда были низкие, топлива не было и потребителям приходилось бегать с канистрами по городу.

В принципе, 5 гривен на бензин и 7 гривен на дизтопливо, включая логистику (1 гривна на литр) — это приемлемая маржа. Но ограничение приведет к уничтожению конкуренции на рынке нефтепродуктов. Потому что на дешевых заправках теперь будут вынуждены поднять цены на бензин, а премиальные сети АЗС наоборот их опустить. Происходит это потому, что премиальные бренды решили руками правительства уничтожить конкурентов — средний и низкий сегмент.

Но в результате за что боролись, на то и напоролись. Если кабмин примет постановление о марже, то вместо 31 гривны премиальные бренды должны будут поставить цену в 29,46 гривны. Бензин при этом у них подешевеет, но все действующие системы лояльности, за счет которых украинцы могли экономить от 1 до 5 гривен на 1 литре, перестанут работать. Потому при пятигривневой марже скидка в эти самые 5 гривен приведет к тому, что им придется работать в убыток и, что называется, строить коммунизм за свой счет.

Государство от этих мер ничего не выиграет и не проиграет. Потому что в любом случае оно получит свои акцизные 12 гривен на 1 литре что с производителя внутри страны, что при его поставках из-за границы. А вот с кармана потребителя утечет больше денег, так как у них уже не будет возможности искать дешевый бензин.

Леонид Косянчук, президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», бизнесмен нефтегазовой сферы

Обсудить
Рекомендуем