«Восточные обещания»: как секторы российской киноиндустрии восстанавливаются в условиях пандемии (Deadline, США)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Сегодня глобальная аудитория реагирует на российские фильмы гораздо активнее, чем прежде, считают эксперты. Российский контент хорошо работает не только в России. Он выходит и на международные рынки, и последние несколько лет наблюдается всплеск интереса глобальной аудитории к русским историям.

Если мировая пандемия чему-то нас и научила, то тому, что даже в условиях все более интенсивной глобализации различные страны придерживаются разных подходов к тому, как нужно действовать в моменты кризиса, что в свою очередь приводит к разным результатам. До начала пандемии Россия была страной, которая переживала бум в области производства фильмов и кинопроката, и, хотя по сравнению с другими странами она выбрала довольно противоречивый и в некоторой степени более мягкий подход к карантинным ограничениям, пандемия все же не сумела выбить российскую киноиндустрию из колеи.

Россия не только пожинает плоды процветающей индустрии развлечений внутри своих границ, но и — благодаря стриминговым сервисам, позволяющим уравнять возможности для всех создателей контента, — российское кино находит как никогда мощный отклик у международной аудитории.

Российская перезагрузка

Это долгожданный шаг в правильном направлении — шаг, к которому российская киноиндустрия и телевидение готовились долгое время, как отметила Евгения Маркова, глава государственной организации «Роскино».

«После распада Советского Союза начался сильнейший упадок прежде очень мощного кинематографического сообщества, куда входили продюсеры, режиссеры и сценаристы, — пояснила она. — Много лет никаких инвестиций в киноиндустрию на государственном уровне не было, а мы все знаем, что киноиндустрия развивается тогда, когда государство ее финансирует. К счастью, последние 10 лет мы наблюдаем рост инвестиций со стороны Министерства культуры, а также от Российского фонда кино и целого ряда новых игроков — „Российского экспортного центра", Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы и „Агентства креативных индустрий"».

Действительно, в 2019 году Россия в очередной раз продемонстрировала свое стремление сотрудничать с международной индустрией, когда бывший премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, которое позволяло иностранным компаниям получать 40-процентную компенсацию средств, потраченных на съемки на территории России.

Естественно, пандемия замедлила все процессы, однако на экспериментальный период, охватывающий 2021-2022 годы, российское правительство выделило 1,3 миллиона долларов на поддержку кинематографа. «Российский экспортный центр» принимает заявки до конца мая.

«Помимо федеральных мер поддержки, мы ожидаем, что в течение следующих нескольких лет российские регионы тоже примут постановления о компенсации части расходов, — сказала Евгения Данильченко, старший эксперт по креативным индустриям „Российского экспортного центра". — К примеру, Калининград планирует расширить уже действующую программу поддержки кинобизнеса, чтобы она охватывала не только фильмы, но и клипы, а также коммерческие видео. Краснодар может увеличить процент компенсации, если в видеоматериалах будут упоминаться названия мест».

Она добавила: «Этот экспериментальный период позволит не только оценить масштабы реального спроса, который международные киностудии демонстрируют в отношении съемок в России и к возможности компенсировать часть расходов, но и протестировать действующую программу, а также в случае необходимости внести в нее изменения».

В этом году мероприятие Key Buyers Event: Digital Edition, организованное «Роскино», будет строиться не только вокруг дистрибуции контента, как это обычно бывает, но и вокруг совместного производства. Этот рынок контента, который проходит уже третий год, будет проводиться на английском языке с 8 по 10 июня. Там можно будет представить новые проекты, и себя смогут показать продюсеры, а также новые и уже завоевавшие репутацию таланты из России.

Доступ к государственному финансированию, щедрые предложения от частных инвесторов (к примеру, кинофонд на 100 миллионов долларов, созданный в 2019 году российским миллиардером Романом Абрамовичем), а также стремительно развивающийся сектор VOD («видео по запросу»), которому очень нужен свежий контент, — это только некоторые факторы, которые подпитывают местный и международный аппетит к российскому киноконтенту.

«Такое ощущение, что сегодня глобальная аудитория реагирует на российские фильмы гораздо активнее, чем прежде, — отметил продюсер Александр Роднянский, которого дважды номинировали на „Оскара". — В России есть как минимум семь новых онлайн-платформ, и все они производят и финансируют оригинальные сериалы. Netflix популяризовал идею поистине международного контента, который можно смотреть на языке оригинала, что для нас очень важно».

Как и прежде, пиратство и цензура «до сих пор являются препятствиями», как сказал один руководитель, работающий в киноиндустрии. Он также указал на то, что временами российское общество «очень консервативно и поляризовано», однако в смысле общих трендов в российской киноиндустрии, здоровья этой отрасли, а также фильмов и сериалов, пересекающих границы, будущее выглядит заметно лучше.

Восстановление роста кассовых сборов

Перед началом пандемии кассовые сборы в России пришли в норму после 2015 и 2016 годов, которые оказались довольно тяжелыми из-за падения цен на нефть и стремительного обесценивания рубля. 2019 год стал одним из лучших лет в смысле кассовых сборов в России: по данным российского Фонда кино, выручка в 2019 году достигла 857 миллионов долларов (55,5 миллиарда рублей). Российская комедия «Холоп», дистрибьютором которой стала кинокомпания «Централ Партнершип», собрала в кинотеатрах почти 50 миллионов долларов.

Когда в 2020 году началась пандемия, российские власти ввели жесткий, хотя и короткий локдаун с марта по май. В Москве нужно было получить специальный цифровой пропуск, чтобы иметь возможность передвигаться по городу. Кинотеатры снова открылись в середине июля, но работали лишь на 50% от своей заполняемости. С тех пор они остаются открытыми, несмотря на множество всплесков заболеваемости covid-19.

Вадим Верещагин, глава российской компании «Централ Партнершип», сказал, что спустя год рынок «выглядит гораздо лучше, чем мы ожидали».
«Когда началась пандемия и кинотеатры закрылись, все мы думали, что на восстановление потребуется некоторое время и что мы потеряем значительную часть бизнеса, — пояснил он. — Конечно, сервисы VOD развивались с безумной скоростью, и рынок вырос вдвое — как минимум, — и мы знали, что как прежде уже не будет. Но сейчас мы видим, что люди все равно хотят ходить в кино. Это не изменилось. Даже с учетом заполняемости всего на 50%, мы практически достигли уровня 2019 года».

Действительно, российские зрители проявили большой интерес к российской фантастической сказке «Последний богатырь: корень зла» совместного производства компании «Дисней» и российской компании Yellow, Black and White, который с 1 января собрал в прокате 28,3 миллиона долларов.

Мультфильм «Душа» компаний «Дисней» и Pixar собрал в российских кинотеатрах 18,3 миллиона долларов, вырвавшись на одно из первых мест среди продуктов компании Pixar по объемам кассовых сборов в России. «Годзилла против Кинг Конга» компаний Warner Bros и Legendary собрал 11,7 миллиона долларов, а «Мортал Комбат» компаний New Line и Warner Bros, вышедший на экраны всего месяц назад, собрал 11 миллионов долларов. Недавно компания Miramax опубликовала цифры по кассовым сборам фильма «Гнев человеческий» режиссера Гая Ричи, который уже собрал 11,5 миллиона долларов. И Россия стала первой страной, где этот боевик с Джейсоном Стэтэмом вышел на большие экраны.

«Это очень существенные цифры, — отметил Верещагин. — Действительно, сейчас конкуренция довольно слабая, потому что фильмов не так много. Есть несколько драм, которые плохо идут, но, возможно, так происходит потому, что люди сейчас не хотят смотреть драмы. Такое уже было в Соединенных Штатах, когда после Второй мировой войны и после Великой депрессии самым популярным жанром в Америке стали американские комедии. Но в России рынок выглядит абсолютно здоровым».

Действительно, комедии российского производства стали долгожданной отдушиной для аудитории. Комедия «Родные» производства компании Hype Film стала одной из первых историй успеха после снятия карантинных ограничений, собрав 6,6 миллиона долларов в прокате.

«Это доказало, что люди хотят ходить в кинотеатры, чтобы смотреть там нечто легкое и веселое. Я думаю, что это стало главным фактором, обусловившим успех этого фильма», — сказал Илья Стюарт из кинокомпании Hype Film.

Производство набирает обороты

Теперь, когда российские кинотеатры снова поднимаются на ноги, сектор кинопроизводства стремительно расцветает. Во многом причиной тому стал чрезвычайно динамично развивающаяся экосистема VOD, которая очень нуждается в свежем контенте после пандемии. Согласно докладу «ТМТ Консалтинга», онлайн-видеорынок России вырос более чем на 60% с 2020 года.

Валерий Федорович и Евгений Никишов, возглавляющие компанию 1-2-3 Production, которая создала сериал «Эпидемия», говорят, что пандемия подготовила почву для расцвета VOD-платформ.

«В России сейчас около 10 крупных российских стриминговых платформ, некоторые из которых являются частью гораздо более масштабных экосистем, в частности одного банка, провайдера мобильной связи, медиахолдингов и провайдеров интернет-услуг, — объяснил Федорович. — Поэтому неудивительно, что в 2020 году самые интересные вещи происходили именно в интернете и что сейчас создатели контента ориентируются главным образом на онлайн-аудиторию. VOD-сегмент в России развивается прямо на наших глазах и при нашем непосредственном участии. Мы переживаем время, когда в нашей индустрии появилось очень много новых возможностей для творчества».

Никишов добавил: «Мы вступили в качественно новую эру в нашей истории».

Всплеск спроса со стороны VOD-сектора означает, что кинокомпаниям необходимо наращивать обороты производства контента, чтобы заполнить эти платформы. В период действия карантинных ограничений удовлетворять этот спрос было довольно трудно, но только не для студии «Базелевс Груп» Тимура Бекмамбетова. Это инновационная компания сумела обеспечить непрерывный поток контента благодаря формату Screenlife, активно развиваемому этой студией, — форме сторителлинга, когда все действие разворачивается на экране того или иного гаджета, смартфона или компьютера. Ранее этот формат был использован в таких фильмах, как триллер «Убрать из друзей», который собрал в международном прокате 65 миллионов долларов при бюджете в 1 миллион долларов, и «Поиск», который собрал более 75 миллионов долларов.

«В прошлом году мы продолжали много работать. У нас очень много офисов в разных странах, мы снимаем фильмы в формате Screenlife, и мы все постоянно были на связи посредством Skype и Zoom до введения локдуана, — рассказала продюсер студии „Базелевс" Мария Затуловская. — Для нас мало что изменилось».

Несмотря на то, что локдаун был введен в тот момент, когда съемки военного триллера «Девятаев» были в самом разгаре, гибкость процесса производства фильма позволила «Базелевсу» закончить съемки без каких-либо серьезных перебоев.

«К счастью, локдаун не смог серьезно повлиять на процесс создания фильма благодаря тому, как организован этот процесс», — объяснила Затуловская.
Другие кинокомпании в России увидели новые возможности в низкобюджетных проектах, как сказала Затуловская, и почти все VOD-платформы в России начали снимать собственные версии Screenlife-контента.

«С одной стороны, все шло отлично, с другой — это означало, что у нас появилось множество конкурентов на рынке», — добавила она.

По словам Стюарта, продюсерам в России очень повезло, что в их стране «быстро ввели меры по обеспечению безопасности, чтобы производство могло продолжаться». Он добавил, что правительство также приняло меры для поддержки киноиндустрии.

«Я знаю, что другим странам не так повезло, — сказал Стюарт. — С учетом этого, я думаю, что одним из важнейших факторов, позволивших индустрии вернуться к нормальному режиму работы, стал менталитет профессионалов этой области: мы скорее будем работать, чем нет».

Российская продюсерская компания «Среда», которая за последнее десятилетие сняла более 30 сериалов — права на адаптацию некоторых из них, таких как «Мажор» и «Sparta», купили Netflix и Amazon, — тоже извлекла выгоду из того, что люди оказались запертыми у себя дома. По словам ее продюсера Ивана Самохвалова, объемы производства его компании почти утроились.

«Из-за роста спроса со стороны компаний, распространяющих контент, нам пришлось сильно увеличить объемы производства после снятия карантинных ограничений, — сказал он. — После окончания локдауна мы за шесть месяцев выпустили 11 сериалов. До пандемии covid за такой же период мы обычно выпускали от пяти до восьми сериалов. На следующий год у нас уже есть заказы на 15 телесериалов».

Американская студия компании «Среда» Sreda Global недавно получила права на съемки киноадаптации блестящей книги Дэвида Хилла 2020 года под названием «The Vapors».

Самохвалов оптимистично оценивает динамику роста спроса со стороны российских стриминговых сервисов, а также вероятность того, что такие крупные стриминговые сервисы, как Netflix, Apple и HBO Max, захотят прийти на российский рынок. Это не только предоставляет продюсерам широкие возможности для продажи контента, но и позволяет повышать качество продукта.

«Такая конкуренция на рынке полезна всем, — объяснил он. — Как экономическая конкуренция в учебниках. Благодаря приходу на рынок всех этих игроков повысится качество сериалов и фильмов, увеличатся бюджеты, и мы будем получать более качественные продукты».
Российские истории за границей

Российский контент хорошо работает не только в России. Он выходит и на международные рынки, и последние несколько лет наблюдается всплеск интереса глобальной аудитории к русским историям. Отчасти этому способствовали стриминговые сервисы. Кроме того, успех сериалов на национальных языках из таких стран, как Испания, Франция и Германия, говорит о том, что для контента границы, несомненно, становятся все более размытыми.

«За последние три-пять лет Россия стала одним из крупнейших международных экспортеров оригинального контента благодаря своему уникальному национальному сторителлингу, который все больше нравится глобальной аудитории, — сказала Маркова. — Местные компании однозначно вдохновились успехом южнокорейского фильма „Паразиты". Теперь мы видим, как российские продюсеры тоже создают такие сильные фильмы, сериалы и мультфильмы, рассчитанные на глобальную аудиторию, как „Спутник", „Эпидемия", „Ганзель, Гретель и Агентство Магии", а также такие фильмы, участвовавшие в фестивалях, как „Дылда", „Дорогие товарищи!", „Уроки фарси" и многие другие».

Стюарт, который принимал участие в создании фильма «Уроки фарси», указал на успех сериала HBO «Чернобыль», отметив, что именно он заставил киноиндустрию обратить более пристальное внимание на российские истории.

«Несомненно, мы извлекли выгоду из этого сериала, потому что наши иностранные коллеги — в первую очередь из Соединенных Штатов — проявляют огромные интерес к этому обширному и по-настоящему экзотическому миру историй, о котором те, кто живет за пределами России, порой даже не догадываются», — сказал он.

Прошлогодний триллер «Спутник», который компания Hype Film создала совместно с российскими компаниями Art Pictures и Vodorod Pictures, вышел в прокат в интернете в период пандемии и привлек к себе беспрецедентное международное внимание, особенно в Соединенных Штатах. В марте компания Village Roadshow объединилась с 6th & Idaho Мэтта Ривза (Matt Reeves) и XYZ Films, чтобы снять англоязычный римейк этого фильма.

Продюсер Роднянский, который работает с такими начинающими деятелями кино, как Кира Коваленко и Владимир Битоков, сказал, что сейчас для российских киношников характерно стремление снимать фильмы о значимых международных событиях — фильмы, которые смогут выйти на международную сцену так, как никогда не сможет выйти российское жанровое кино.

«У нас уже есть гораздо более масштабные в смысловом плане проекты, которые вызовут отклик у международной аудитории. С одной стороны, они создавались для российских платформ, однако они достаточно оригинальны и современны, чтобы привлечь внимание международных стриминговых сервисов», — объяснил Роднянский, добавив, что восприятие России как «политически сложной» страны приводит к тому, что создателям кино приходится упорнее работать, чтобы привлечь внимание международной аудитории.

«Бум стриминговых сервисов, а также пандемия помогли зрителям глубже погрузиться в их местный кинематограф, — отметил основатель Art Pictures Федор Бондарчук. — Успех нашего фильма „Спутник" и новости о его римейке — это живой пример того, что люди хотят видеть нечто новое. Люди действительно хотят видеть оригинальный контент, они хотят слышать новые истории, разворачивающиеся на оригинальном фоне. Российский и советский антураж, российские режиссеры и писатели способны стать этой новой струей на глобальном рынке. И я искренне надеюсь, что так и будет».

Обсудить
Рекомендуем