Asharq Al-Awsat (Саудовская Аравия): способна ли Турция объединить тюркоязычные народы?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Известный российский востоковед Виталий Наумкин предрекает Эрдогану провал идеи объединения тюркских народов. Народы шести стран не только говорят на разных языках, но и имеют принципиальные противоречия по ряду вопросов. В этой связи важно помнить, что у популярного термина «тюркское единство» есть и другая сторона, вызывающая большое беспокойство.

В конце прошлого года после масштабных вооруженных столкновений между Арменией и Азербайджаном, в ходе которых Турция безоговорочно поддержала Баку, в российских СМИ был опубликован ряд материалов, свидетельствующих об озабоченности соседей Турции риторикой так называемого «тюркского единства». Причиной тому, помимо ее роли в упомянутом конфликте, является выступление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на седьмом саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Баку. Тогда он впервые озвучил лозунг «Шесть стран — одна нация», пришедший на замену предыдущему лозунгу «Два государства — одна нация», подразумевающему союз Турции и Азербайджана.

Народы двух стран говорят на близких друг другу языках, так что группа представителей турецкой интеллигенции предлагает говорить об общем тюркском языке. Тем временем большинство азербайджанцев, преданных своей культуре и языковой идентичности, не согласно с такой трактовкой. Что касается нового лозунга, то, как заявил президент Турции, его страна считает Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан с Азербайджаном «семьей», хотя они строго придерживаются нейтралитета и предпочитают оставаться в позиции наблюдателей.

Эрдоган использовал термин «Туркестан» как «лоно семьи» или «главный центр» тюркских народов. Он назвал жителей этого форпоста «большой семьей из 300 миллионов человек». Что удивило многих жителей региона, так это слова турецкого президента, что все они не только исповедуют одну религию, имеют общую историю и культуру, принадлежат к одной цивилизации, но и говорят на одном языке. Как сказал Эрдоган, поэтому «они считают Турцию своим домом». Кроме того, Эрдоган говорит о тюркской общине, в которую, помимо выходцев из этих шести стран, входят татары, черкесы, турки-месхетинцы и даже чеченцы — «братья по диаспоре».

Здесь невольно навязывается сравнение с арабским миром. Возможно, в какой-то степени Эрдоган хотел бросить вызов арабам, поскольку идея арабского единства для них все еще жива, несмотря на то, что ее верных сторонников гораздо меньше, чем 70 лет назад. Не скрою, в то время под влиянием идеологии арабизма я был сторонником лозунга «одна арабская нация». Я яростно защищал его перед российскими коллегами, но они скептически относились к его оправданности. Мои друзья, арабские националисты, особенно палестинцы, своим рвением и харизмой убедили меня, что будущее за объединением арабов, и я очень хотел им верить. Мы все верили, что на освобожденной от оккупации земле скоро будет создано суверенное и независимое палестинское государство.

Недавно я вступил в спор с одним из турецких коллег-профессоров по поводу оправданности заявлений Эрдогана, что побудило меня вспомнить о прошлом. Он пытается убедить меня, но с гораздо меньшим энтузиазмом, чем мои арабские друзья делали десятилетиями, в возможности объединения шести тюркоязычных стран в будущем. Он спросил: «Разве Сати аль-Хусри не основал свою теорию на единстве языка и истории, пусть она и не оказалась успешной? Но мы, тюрки, добьемся успеха, поскольку у нас есть сильный лидер в лице турецкого государства и его президента». Мой аргумент, что арабы, по крайней мере, действительно разговаривают на общем литературном языке, а у тюркоязычных народов его нет, не смог его переубедить.

Разумеется, все зависит от того, как лозунг интерпретируют Эрдоган и его сторонники. Не думаю, что он достаточно наивен, чтобы благодаря своей политической концепции пытаться возродить старую идею «тюркского единства». Речь идет о ряде совершенно разных государств, которые совсем недавно встали на путь независимого развития и национального строительства. Чаще всего мы говорим только о культурном единстве, торгово-экономической интеграции, разве нет? Вполне вероятно, что так.

Однако у популярного термина «тюркское единство» есть и другая сторона, вызывающая большое беспокойство, и я упоминал об этом в начале статьи. Это военная интеграция. Еще с октября прошлого года в турецких СМИ начали публиковать материалы, призывающие к созданию единой «Армии Турана». В том же месяце министр обороны Турции Хулуси Акар посетил Казахстан и Узбекистан, где обсудил шаги по расширению военно-технического сотрудничества с данными государствами. Что касается военного сотрудничества с Азербайджаном, то оно уже достигло беспрецедентного уровня, вплоть до прямого участия турецких граждан в военных действиях против Армении во время недавней эскалации конфликта.

Российские эксперты сомневаются в возможности создания военного союза тюркоязычных стран. Между ними слишком много противоречий, соперничества и проблем. К сожалению, это относится и к странам, входящим в Содружество Независимых Государств. Например, не так давно на границе между Таджикистаном, где проживает большое количество узбеков, и Кыргызстаном, произошли столкновения, которые были подавлены с помощью России. Кстати, странам Центральной Азии совсем не выгодно ссориться с Россией или Китаем, но экономическое сотрудничество с Турцией, безусловно, будет развиваться.

Итак, что можно сказать насчет идеи «единой турецкой нации»? Мне кажется, тюркоязычные народы не смогут догнать арабов по уровню благоприятных для интеграции условий, несмотря на все противоречия и конфликты, что порой используются внешними силами.

В интервью международному дискуссионному клубу «Валдай» известный ливанский политик и дипломат, бывший министр Гассан Саламе упомянул ряд важных элементов, присутствующих в арабском обществе. Обобщая сказанное министром по данному поводу, отмечу, главным элементом является единый культурный рынок, который в 10 раз более интегрирован, чем европейский. Например, если сегодня талантливый певец представит новую песню в арабской стране, через несколько часов она станет популярной во всем арабском мире. За этим стоит давняя традиция культурного взаимодействия арабских народов. С книгами все не так быстро, но тоже впечатляет. Другими словами, есть общий рынок идей. Это и светская идентичность, и религиозная: влияние шейхов и богословов из тех или иных арабских стран быстро распространяется на все арабские и исламские страны.

Кроме того, арабский мир имеет общий региональный финансовый рынок. И самое главное — это общий рынок труда. Миллионы египтян, палестинцев и ливанцев работают за пределами своих стран, создавая материальный и духовный продукт. Эта работа объединяет людей и создает базовые условия для единства. Неформальная или «серая» экономика также этому способствует. Наконец, важнейшим объединяющим фактором является паломничество к мусульманским святыням.

Прискорбно, что в арабском мире даже те, кому суждено было сделать это, не могут объединиться, особенно палестинцы. Сегодня, возможно, они сталкиваются с самой серьезной угрозой существованию в своей истории. Что касается России, то она прилагает большие усилия и будет продолжать работать, чтобы помочь им сплотить свои ряды.

Обсудить
Рекомендуем