Обострение в Донбассе весной 2021 года помогло Владимиру Зеленскому выйти из тяжелого политического кризиса. Год начался для него c катастрофического падения рейтинга, разброда в правящей партии и нарастающего давления со стороны оппозиции — многие уже стали списывать украинского президента со счетов. Однако курс Зеленского на борьбу с «врагами государства» с помощью санкций доказал свою политическую эффективность.
Решения, которые поначалу выглядели причудливой авантюрой, в условиях военной тревоги обрели внутриполитический смысл и заслужили доверие заметной части украинского общества. Позиции президента также укрепила массовая поддержка западных лидеров. Тем не менее увлечение Зеленского чрезвычайными мерами решает одни проблемы, но создает другие. Его команда по-прежнему не может предложить сколько-нибудь долгосрочную стратегию, не укрепляет институты, а ищет чудодейственные импровизации, способные вернуть президенту популярность и снова увлечь заскучавших избирателей.
Рейтинг при обострении
В декабре 2018 года Кремль не стал реагировать на воинственные маневры Петра Порошенко, который объявил военное положение в части страны. Это заметно подорвало позиции тогдашнего украинского президента: без угрожающего ответа России стало очевидно, что Порошенко просто готовится к назначенным на весну президентским выборам.
В 2021 году, стянув войска к границам Украины, Москва руководствовалась собственными геополитическими соображениями, подавая сигналы новой администрации в Вашингтоне. Но поневоле попутно подыграла Зеленскому. В украинском обществе повысился уровень военной тревоги: если сравнивать с декабрем 2018 года, доля тех украинцев, кто боится возобновления военных действий, выросла с 21% до 36% (такие настроения особенно сильны на западе и в центре страны).
На этом фоне рейтинг Зеленского, обвалившийся в начале года, начал расти. Вопреки прогнозам скептиков, ожидавших провала патриотического разворота, украинское общество сплотилось вокруг президента. Ведущие социологические агентства к началу мая дают Зеленскому от 28% до 31% поддержки — заметный рост по сравнению с февралем, когда он падал ниже 20%.
Выправился и баланс доверия/недоверия к президенту: с —39% в феврале до —26% в апреле. Несмотря на отрицательные значения, это лучший результат среди украинских политиков первого эшелона. Президентский рейтинг вытянул и его партию: «Слуга народа», скатившаяся в январе-феврале на второе-третье место, вновь вернулась на первое с рейтингом более 20%.
В то же время социологи из Украинского института будущего отмечают снижение доверия к президенту в подконтрольной Киеву части Донбасса, которая окончательно превращается в анклав пророссийских симпатий. Еще один тревожный звонок — 6% украинцев считают для себя приемлемым участвовать в вооруженных выступлениях против власти.
Рост популярности Зеленского сказался на рейтингах оппозиции. Исследование КМИС показывает снижение популярности Оппозиционной платформы — прямое следствие информационной кампании против ее лидера Медведчука, санкций и запрета его телеканалов.
Это, однако, не означает, что избиратели Медведчука уходят к Зеленскому — особенно если учесть его национал-патриотический разворот. Скорее они разочаровываются в своих представителях. На этом фоне ходят упорные слухи, что пустеющую нишу партии для юго-востока займет новый проект, спонсируемый олигархами Ахметовым и Новинским.
А ряды сторонников Зеленского пополняются за счет тех, кто раньше голосовал за умеренных национал-демократов: «Батькивщину» Юлии Тимошенко и партию «Голос». Им как раз импонирует новый образ Зеленского — прозападного государственника и врага олигархов.
Рейтинг «Европейской солидарности» Порошенко остается стабильным, но в целом перспективы у бывшего президента не самые радужные. Исследование КМИС отмечает рост популярности альтернативных Порошенко правых политиков — радикального «Нацкорпуса» и, казалось, подзабытого Анатолия Гриценко.
Рост популярности Зеленского убеждает его в правильности выбранного курса. Президент вряд ли откажется от новых санкций против внутренних врагов и наступательной риторики в адрес России (хотя демонстрация ВС РФ у границ Украины и служит ее естественным ограничителем). Зеленский оставил надежды быть президентом для всех и отказался от попыток одновременно угодить разнородным группам, голосовавшим за него в 2019 году. Теперь он выстраивает новый образ президента-государственника, смирившись с тем, что в стране останутся анклавы, где его политику будут отвергать полностью, как, например, в Донбассе.
Силовики и натовцы
Помимо роста президентской популярности, донбасское обострение повысило значение силовых ведомств внутри украинской власти. В дополнение к офису президента, где сосредоточился основной центр принятия решений, возникло еще одно место силы — Совет национальной безопасности и обороны (СНБО), отвечающий за принятие санкций. Руководящий работой СНБО Алексей Данилов, бывший мэр Луганска и губернатор Луганской области, стал лицом нового курса.
Усилились позиции и бессменного главы МВД Арсена Авакова — особенно на фоне внутренних беспорядков и акций протеста. Не утихают слухи, что его могут выдвинуть в премьеры.
Партия «Слуга народа», в которой на рубеже 2020-2021 годов все ждали раскола и распада, поддержала президента на фоне санкционной эпопеи и военной угрозы. Сыграло свою роль и наказание фракционера Александра Дубинского, исключенного из партии за участие в компроматных интригах вокруг президентских выборов в США.
Конечно, скандалов с участием представителей партии по-прежнему хватает (взять, например, самовольный визит депутата Евгения Шевченко в Минск к Лукашенко), а президенту по-прежнему непросто проводить свои решения через Раду, несмотря на формальное большинство. Однако одно то, что столь рыхлая и масштабная партия продолжает существовать и не разваливается, уже можно записать в успехи Зеленскому.
Сам Зеленский во время обострения охотно ездил на линию фронта, в том числе в компании европейских политиков. Так он вживался в новую роль организатора обороны, что должно было перекрыть его прошлые неудачные поездки к войскам в качестве «главноуговаривающего», когда он вступал в перепалки с бойцами, не желавшими оставлять позиции во время разведения войск.
Президент активизировал контакты с НАТО, подписал указ о национальной программе сотрудничества с альянсом на 2021 год. Зеленский заявил, что ожидает летом «мощный сигнал» от НАТО, который подтвердит намерение альянса принять Украину в свои ряды. Шансы на реальное вступление в НАТО остаются более чем призрачными, но публичной активности в этой области явно прибавится. А в качестве значительного прогресса на этом направлении можно будет подать, например, поддержку вступления со стороны государств «бухарестской девятки», представляющей Восточно-черноморский фланг НАТО.
Хорошо для Зеленского прошел и визит представителей новой администрации США — госсекретаря Энтони Блинкена и его заместителя Виктории Нуланд. Они критиковали Киев за неспешность в проведении реформ и кадровую политику, но в целом гарантировали Украине во главе с Зеленским поддержку в противостоянии с Россией.
На второй срок
Очевидно, что Зеленский уже начал подготовку к переизбранию на второй президентский срок. Одна из верных примет — усиливающееся давление властей на главных потенциальных конкурентов.
Лидеру «Оппозиционной платформы — За жизнь» Медведчуку предъявили обвинение в госизмене за участие в разработке газовых месторождений в Крыму. Ставка, видимо, была на то, что его удастся выдавить из страны. Но расчет не сработал: Москва устами Дмитрия Пескова намекнула Медведчуку, что он нужнее в Киеве, а у дела есть все шансы развалиться в суде. Печерский суд уже отправил Медведчука под домашний арест вместо СИЗО.
Правда, такое развитие событий лишь еще раз убеждает Зеленского, что он прав, когда использует чрезвычайные меры. Санкции оказались эффективными, лишив Медведчука доступа к активам и телевизионного рупора, а вот на украинские суды президент положиться не может.
Еще более показательным стало возобновившееся противостояние офиса президента с мэром Киева Виталием Кличко. Последний — один из самых перспективных среди потенциальных конкурентов Зеленского на будущих выборах. Если борьбу с Медведчуком еще можно подать как часть чрезвычайных мер, связанных с военным обострением, то в случае с Кличко речь идет о чисто политической конкуренции.
Зеленский уже сталкивался с Кличко в 2019 году, в начале своего президентства, но на какое-то время заключил перемирие — мэр Киева смог переизбраться на новый срок без особого сопротивления со стороны «Слуги народа». Теперь вражда возобновилась с новой силой — поводом стал конфликт из-за введения общенационального локдауна. Кличко выступал за, Кабмин — против.
Теперь офис президента вернулся к идее разделить посты мэра и главы городской администрации, чтобы оставить Кличко только первый из них, лишив значительной части полномочий. Противостояние перешло в силовую плоскость: прокуратура и фискальные ведомства провели серию обысков в киевских коммунальных предприятиях, попытались обыскать даже квартиру самого мэра. Под удар попал Артур Палатный, доверенное лицо и кошелек партии Кличко, — его обвиняют в крышевании нелегальной торговли в столице.
Сотрудники мэрии говорят, что такого давления на киевскую власть не было со времен Януковича, который фактически отстранил от исполнения обязанностей мэра Черновецкого и руководил Киевом через своего главу администрации. Янукович оправдывал это борьбой с коррупцией, которая при Черновецком действительно имела чудовищные масштабы. Зеленский использует похожие объяснения.
Похоже, что Зеленский вошел во вкус, а ситуация военного обострения придала его действиям легитимность в глазах значительной части украинского общества. Противостояние с путинской Россией парадоксальным образом делает востребованными похожие авторитарные методы. У СМИ ищут иностранное финансирование, с оппонентами разбираются при помощи силовиков. Запад, встревоженный российской военной активностью, пока готов закрывать на это глаза при условии лояльности Киева. В самом украинском обществе запрос на «твердую руку» сильнее, чем на реформы. Зеленскому приходится искать баланс между тем, как сохранить свою власть и не пополнить при этом клуб постсоветских автократий, из которого Украина с таким трудом выбиралась последние годы.
Увлечение Зеленского чрезвычайными мерами помогает решить какие-то тактические задачи, но в перспективе не сулит ничего хорошего. Президентская команда по-прежнему не занимается развитием государственных институтов — например, при работающей судебной системе не было бы нужды вводить санкции против главарей контрабандистов или нескольких сотен воров в законе, как это было на одном из последних заседаний СНБО. На судебной реформе настаивают и западные союзники, и гражданское общество внутри страны, но она вряд ли даст немедленный пиар-эффект и потому неинтересна президентской администрации. А сам Зеленский ради спасения рейтинга находится в постоянном поиске чудодейственных импровизаций, с помощью которых он то собирается примирять между собой разные части страны, то мобилизовать ее на отпор врагу.