Tekniikka&Talous (Финляндия): гигантский 12-осный электровоз «Владимир Ленин», тип 85, был советской гордостью — в руках финских инженеров он стал еще мощнее

Компания Strömberg была в пяти минутах от грандиозной сделки с Советским Союзом. Однако сделка сорвалась: в обмен на электрооборудование финнам предложили тверские березы

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
«Владимир Ленин» был одним из крупнейших и самых мощных электровозов своего времени. В начале 1980-х годов его решили сделать еще лучше — для этого понадобилась передовая финская электроника. Но у СССР возникла проблема: не было денег. И финнам предложили в качестве оплаты древесину из Тверской области.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов на заводе компании Strömberg в хельсинкском районе Питяянмяки дел хватало. Для Финляндии на заводе в Новочеркасске делали электровозы SR1.

Финские железные дороги VR планировали установить на этих так называемых «сибирских волках» западное электрообудование.

C субподрядом связан один малоизвестный эпизод, в котором переплелись запреты на экспорт, постановления министерства обороны США и российский лес.

«Российские электровозы работали на двигателях постоянного тока. У нас же были более современные технологии переменного тока. Они, должно быть, поняли: эй, а ведь эти парни свое дело знают», — вспоминает Матти Илмари (Matti Ilmari), который был директором Strömberg в начале 1980-х годов.

Электроника по-советски

Представители СССР предложили финнам разработать электровоз с тяговыми двигателями переменного тока. Для таких двигателей не требовались сложные в обслуживании угольные щетки и коллекторы.

В качестве подопытного кролика россияне выбрали один из крупнейших в мире электровозов — «Владимир Ленин», тип 85. ВЛ85 — 12-осный гигант, созданный для грузовых перевозок в Сибири.

Сначала русские требовали, чтобы в проекте использовалось только советское электрооборудование. Ведь соответствующих заводов было полно по всему Советскому Союзу.

«Проблема заключалась в том, что никто не знал точных характеристик этих компонентов, даже сами производители. Наши специалисты собирали их по всей стране, чтобы протестировать в Хельсинки. В какой-то момент мы, должно быть, лучше всех в мире знали характеристики советского электронного оборудования», — с гордостью вспоминает Илмари.

Печать на документы

Однако на заводе в Питяянмяки довольно быстро заметили, что уровень советской техники недостаточно высок. Оборудование переменного тока очень сложное, и микропроцессоры должны быть значительно более современными.

Оборудование можно было достать в США, но решения одного бывшего голливудского актера осложняли задачу (в молодости Рональд Рейган был диктором и актером — прим. перев.).

Программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Рональда Рейгана под названием «Звездные войны» действовала по правилам Координационного комитета по экспортному контролю. Его целью было предотвратить экспорт прогрессивных технологий в СССР. Координационный комитет по экспортному контролю был создан еще в начале холодной войны, когда два союзника времен Второй мировой войны стали врагами, а мир раскололся на два идеологических лагеря.

В Пентагон поступала масса запросов на разрешение от Координационного комитета по экспортному контролю, но получить согласие удавалось редко. У автора запроса должен был быть лоббист, который мог протолкнуть дело своего клиента.

Илмари тоже пытался добиться своего с поддержкой лоббиста. «Один генерал сказал, что совдеповцы вряд ли будут использовать это электрооборудование для оснащения ракет и поставил печать „одобрено" на наше заявление».

ВЛ86Ф, оснащенный при участии компании Strömberg западным электрооборудованием, работал превосходно. Буква Ф в названии обозначала участие в проекте финской стороны.

Электровозы с новой финской техникой могли перевозить более тяжелые грузы, обслуживание проводилось на 15% быстрее.

Древесина в качестве оплаты

Изначально планировалось изготовить 50-60 таких электровозов. Сложное электрооборудование производилось в Питяянмяки и затем отправлялось в Новочеркасск, где его устанавливали в практически готовые электровозы.

Для финской стороны эта сделка была важной и даже грандиозной.

«Позже что-то пошло не так. Мы спросили у советской стороны, работает ли оборудование. Отлично работает, ответили нам. Цена хорошая? Хорошая». В конце концов руководитель Октябрьской железной дороги признался финнам, в чем загвоздка.

Не было денег.

«Руководитель предложил нам древесину в качестве оплаты за переменный ток. После революции в собственности Октябрьской железной дороги были леса к северу от железнодорожной линии Санкт-Петербург — Москва. Эти леса не вырубали десятилетиями».

Правда, за древесиной нужно было приехать самостоятельно — в Тверскую область.

«Мы отказались от предложения, решив, что это слишком рискованный шаг. В итоге сделка не состоялась из-за неплатежеспособности заказчика», — рассказывает Илмари.

Забастовка в советском стиле

Новочеркасский электровозостроительный завод — крупнейший в мире завод в этой области. Он дает работу 10 тысячам человек в городе, сравнимом по размеру с финским Тампере.

В 1960-е годы на заводе царил дух превосходства.

Бывший руководитель Финских железных дорог Эско Рекола (Esko Rekola) пишет в своих воспоминаниях о визите представителей этого крупного завода в Финляндию. Кто-то спросил у гостей, сколько электровозов завод способен произвести за несколько дней визита. «Сколько закажете», — ответили гости.

У завода довольно мрачная история. В 1962 году на нем началась забастовка из-за повышения цен на продукты питания.

Советское руководство отправило «на переговоры» с бастующими красноармейцев. 26 рабочих погибли, 87 были ранены.

На этом забастовка прекратилась.

Кровавое столкновение было засекречено. Информацию впервые обнародовали в 1992 году.

Обсудить
Рекомендуем