Белоруссия перекрывает поставки бензина А-95 на Украину. Не исключено, что такие недружественные шаги со стороны Минска вызваны, в частности, тем, что Киев присоединился к западным санкциям, которые были наложены за принудительную посадку гражданского самолета в аэропорту Минска и последующее задержание белорусского оппозиционера Романа Протасевича, который находился на борту. В любом случае, нашей стране нужно в срочном порядке искать альтернативный ресурс. "Апостроф" выяснял, где взять недостающий бензин, и возможен ли дефицит топлива на Украине.
В июне могут прекратиться поставки на Украину бензина А-95 из Белоруссии. Об этом сообщило профильное издание enkorr со ссылкой на свои источники.
В то же время, белорусы намерены поставлять бензин А-92 в полном объеме.
Речь идет о "Белорусской нефтяной компании" (БНК), на которую приходится примерно половина всего бензина А-95 на рынке Украины.
По словам эксперта нефтерынка Александра Сиренко, впервые так случилось, что "Белорусская нефтяная компания" отказала украинским трейдерам в поставках бензина по термам (долгосрочным контрактам).
"В Европе такая практика является недопустимой, — сказал он в комментарии "Апострофу". — Украинские трейдеры сегодня в один голос говорят, что на 2022 год не станут заключать с БНК долгосрочные контракты: в этом нет смысла, если партнеры считают, что в любой момент могут прекратить поставки".
При этом, по словам Сиренко, белорусы в деньгах не потеряют, так как договоры БНК, в отличие от других поставщиков, не предусматривают штрафных санкций в отношении продавца.
Такое произошло впервые
Но что же произошло — почему белорусская компания отказалась поставлять бензин?
"Я располагаю информацией, что Комитет государственной безопасности (КГБ) Белоруссии обвинил заводы в том, что они дают на украинский рынок топливо, в частности, бензин, с большим дисконтом, и бюджет Белоруссии таким образом недополучает деньги. Поэтому еще на прошлой неделе они частично приостановили отгрузки, ограничив их на 30%. То, что они (производители) не подтвердили (термы), возможно, связано с тем, что продолжаются следственные мероприятия", — расссказал "Апострофу" эксперт рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук.
По его словам, есть и другая версия. Возможно, Александр Лукашенко сделал Украине "алаверды" за то, что мы поддержали санкции против Белоруссии после принуждения к посадке самолета компании Ryanair для задержания оппозиционного журналиста Романа Протасевича.
Александр Сиренко, в свою очередь, отметил, сославшись на неофициальную информацию, что решение остановить поставки, возможно, связано не с политикой, а с остановкой на плановый ремонт Мозырского НПЗ, из-за которого объемы производства бензина сократились, и пришлось отказаться от части поставок: "Для этого был выбран украинский рынок, несмотря на то, что именно здесь белорусы получают максимальную прибыль".
От себя заметим, что намеренный отказ от наиболее привлекательного с экономической точки зрения рынка как раз наводит на мысль о политической подоплеке.
В поисках ресурса
Однако, независимо от причин, по которым белорусская компания остановила поставки, украинской стороне нужно срочно искать замену этом ресурсу.
"Нехватка 50% поставок не может пройти для рынка бесследно", — заявил директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.
В связи с этим, он не исключил, что на рынке может образоваться дефицит бензина.
Это уже далеко не первый случай, когда "стратегические партнеры" Украины внезапно перекрывают поставки нефтепродуктов в нашу страну. Так, в апреле российская госкомпания "Роснефть" прекратила поставки дизельного топлива в нашу страну. А это, напомним, около четверти всего рынка дизтоплива Украины.
Тем не менее, дефицита дизеля не возникло. Кроме того, в конце мая поставки ресурса "Роснефти" на Украину возобновились — в качестве трейдера российского монополиста выступает теперь азербайджанская компания SOCAR, которая и без этого достаточно хорошо представлена на отечественном рынке нефтепродуктов, имея собственную сеть АЗС.
Однако можно ли оперативно решить ситуацию в нынешнем случае?
Ведь речь идет о необходимости найти примерно 50 тысяч тонн бензина А-95 в месяц.
"Никакой трагедии для рынка я не вижу, он достаточно диверсифицирован", — говорит Леонид Косянчук.
Но месяц-полтора рынок будет лихорадить, предупредил он: "В какой-то период возможно образование ситуативного дефицита и, соответственно, ценовой турбулентности".
По словам эксперта, необходимо быстро перестроить каналы поставок на море. Также нужно подготовить инфраструктуру по приему топлива.
"При этом остается самое слабое звено — железная дорога, которая, скорее всего, будет не в состоянии (оперативно) вывезти такой объем", — отметил Косянчук.
"Без моря не обойтись", — соглашается Сергей Куюн. "Я даже не помню, когда в последний раз эта марка приходила морем, — написал он в Facebook. — Думаю, выгребем!".
Мы можем и сами
Но рассчитывать нужно не только на импорт, но и на внутреннее производство.
Тем более, что украинские производители, в частности, Кременчугский НПЗ, который находится под контролем группы "Приват" Игоря Коломойского, уже заявили о готовности оперативно увеличить выпуск бензина А-95.
"Таким образом, в результате демарша белорусов украинские производители вернут себе лидирующие позиции на отечественном рынке", — заявил Александр Сиренко.
По словам Леонида Косянчука, Кременчуг сейчас загружен, менее, чем на треть: "Когда-то он перерабатывал 600-800 тысяч тонн в месяц, сегодня перерабатывает меньше 200 (тысяч тонн)".
Возможно, из-за того, что украинские предприятия будут в срочном порядке наращивать производство, оптовая цена на бензин незначительно вырастет, отметил Александр Сиренко.
"Но на ценах на украинских АЗС ситуация, скорее всего, не отразится. Так что конечный потребитель этих проблем даже и не заметит", — резюмировал эксперт.