Вести (Украина): КВН vs стендап. Почему Украина пока проигрывает России в юморе

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Почему сборная стендаперов Украины проигрывает одному россиянину? Украинский эксперт считает, что главная причина, из-за которой все украинские комики пока могут лишь разогревать публику перед сетами российских стендаперов в том, что на Украине этот жанр начал развиваться гораздо позже.

После того как жесткий карантин закончился и у артистов снова появилась возможность давать концерты барах, клубах и хабах, у музыкантов появились серьезные конкуренты в лице украинских стендаперов. Если раньше в заведениях, где есть сцена, каждый вечер был занят группами, то теперь многие из них почти отказались от кавербендов и отдают эти площадки комикам. Это менее затратно, а публики привлекает столько же. Но чаще это не сольные концерты комиков, а сборные, когда по очереди выступает несколько стендаперов с короткими номерами по 15-20 минут. Vesti.ua разбирались, как сейчас чувствует себя украинский стендап, кто главные звезды жанра и помогли ли им КВН и "Лига смеха".

Почему сборная стендаперов Украины проигрывает одному россиянину

Большинство концертов украинских стендаперов пока еще проходят без ажиотажа. На их выступления приходят десятки, иногда сотни человек, и даже появление в этих концертах медийных лиц не сильно помогает. Например, в начале марта в одном из клубов проходил сборный концерт Comedy space, в котором собрались самые медийные стендаперы Украины — Владимир Остапчук, Макс Вышинский и резидентки "Женского квартала". Однако зрителей собралось максимум пару сотен. Зато на сольном концерте одессита Дмитрия Романова, который уже более десяти лет назад перебрался в Москву, был аншлаг в зале на тысячу мест.

Для массового украинского зрителя Романов — малоизвестная персона, поскольку на нашем телевидении его нет вообще. Однако популярности Дмитрия Романова в YouTube хватает, чтобы люди при покупке билетов сделали выбор в его пользу. Хотя, справедливости ради нужно сказать, что качество и количество шуток на этих двух концертах было почти равное.

Главные причины, из-за которых все украинские комики пока могут лишь разогревать публику перед сетами российских стендаперов в том, что у нас этот жанр начал развиваться гораздо позже, чем в России, и только с 2020 года смог зацепиться на телевидении. Хотя эти точечные появления новой плеяды юмористов в телепрограммах больших плодов еще не принесли.

На отсутствие на Украине подобного российскому шоу Stand Up на канале ТНТ еще год назад жаловались практически все украинские комики. Хотя несколько попыток раскрутить этот жанр на телевидении было. В 2014 году на Новом канале появилось "Стенд-Ап Шоу", но его выход совпал с Майданом, и внимание телезрителей было приковано совсем не к юмористической программе.

"Юмористическое направление тогда просело на год-полтора, пока люди не стали готовы вновь воспринимать юмор, смеяться и ходить на концерты. Все делалось тогда на любительских началах. По сравнению с Москвой, где продакшн ТНТ взял комиков на зарплаты, полную занятость, и они день и ночь писали стендапы. В нашем случае у каждого из нас была какая-то работа, и мы совмещали ее с участием в шоу. И материал, который накопился к 2014 году, мы показали на Новом канале в программе Шабанова. Я не могу сказать, что произошел качественный скачок, хотя люди изредка стали узнавать на улице", — говорит победитель этого шоу, стендапер Макс Коновал.

Позднее на ICTV появилось шоу "Комик на миллион", в котором хотя бы раз появились практически все более-менее успешные комики Украины, работающие в этом жанре. Однако у шоу оказались очень низкие рейтинги. Некоторые его участники спустя пару лет даже удивлялись, что кто-то их вообще узнал благодаря этой программе. Да и просмотры в YouTube их выступлений на этом шоу имеет очень низкие просмотры. Номера победителя и рекордсмена этого шоу Александра Саса за три года посмотрели всего 34 тысячи раз.

Спасет ли "Квартал" украинский стендап

Ситуация немного изменилась, когда за популяризацию стендапа взялся "Квартал". Вначале комики, работающие в этом жанре, начали появляться в шоу "Рассмеши комика". Их лица и имена мало кто успевал запомнить, даже если монолог был максимально успешным, ведь за сезон они успевали выступить в программе максимум два раза. Но в афишах таких начинающих юмористов стали появляться приписки — "Победитель (участник) "Рассмеши комика". Более того, некоторые даже смогли устроиться благодаря участию в этом шоу в "Квартал" на работу.

"Я работал на одном телевизионном продакшене, где меня не устраивала финансовая сторона вопроса, и я решил, что нужно что-то менять. Тогда я собрался пойти на "Комика", а сам себе сказал: если я заработаю 20 или 50 тысяч, наберусь смелости, и где-то за кулисами подойду к Зеленскому и просто попрошу попробовать у них поработать. Эта схема сработала", — говорит стендапер и сценарист "Квартала" Макс Вышинский.

Вторую попытку подтянуть стендаперов "Квартал" предпринял, когда создали отдельную программу для своего автора и редактора Валерия Жидкова "Гуднайт шоу". Раскрутив его сольно, юморист изменил формат шоу и начал приглашать стендаперов. Причем некоторых — по несколько раз. 

Казалось бы, это телешоу должно серьезно поправить дела комиков. Но то ли время выхода в эфир — 22:10 по пятницам — отпугивает массового зрителя, то ли зрительская аудитория канала не совпадает с аудиторией, которая реально ходит на концерты стендап-комиков, только безумного взлета этого жанра в исполнении украинцев не произошло. Есть, правда, заметное увеличение желающих попробовать себя в стендап-комедии — на проверках материалов и "Открытом микрофоне" появляется все больше новых людей, но мало кого потом обсуждают.

Довольно странный результат, но "Лига смеха", чья аудитория пересекается со стендап-концертами, практически не породила пока ни одной украинской звезды в этом жанре. Хотя пару неплохих "выпускников" есть. Например, капитан команды "Инородный театр абсурда Воробушек", победившей в этом году в "Битве Титанов", Василий Байдак. Или белорус Андрей Колмачевский — победитель "Лиги смеха" как капитан команды "Два капитана 1955". В Киеве он создал объединение "Stand UP Клуб", но спустя несколько лет уехал в Москву, и сейчас его можно увидеть на ТНТ в Stand Up шоу. Сам комик свой переезд не комментирует, но можно предположить, что популярность и заработки в Москве больше, чем в Киеве.

В принципе все украинские комики говорят о том, что на деньги, заработанные только на стендапе, прожить сложно. Поэтому почти все еще где-то работают — кто в "Квартале", кто — в других продакшенах сценаристами телешоу или сериалов.

"Я не могу сказать, что стендапом можно жить роскошно и ни в чем себе не отказывать — сейчас мне хватает на достаточно скромную жизнь. В этом проблема стендапа — у тебя нет фиксированной истории. У тебя может быть какой-то хороший месяц, когда ты зарабатываешь, например, тысячу долларов. Может быть плохой месяц, в который ты заработаешь 6 тыс. грн. Понятно, что это не роскошно, но я очень люблю стендап, горю этим и ни в чем другом себя не вижу", — говорит стендап-комикесса Настя Дерская.

Наибольшую пользу развитию стендапа пока принес "Женский квартал", в котором регулярно выступают комикессы. Самой популярной из них стала Лера Мандзюк. Сначала она несколько раз победила в "Рассмеши комика", после чего получила приглашение от "Квартала". На ее сольники хорошо ходят зрители во Львове и на Западной Украине. А вот Киев, наверное, еще не привык к ее суржику. Но это только вопрос времени. На данный момент, судя по просмотрам в YouTube, Лера Мандзюк является одной из самых популярных артисток в жанре стендап. Ее номера в "Женском квартале" набирают сотни тысяч просмотров.

Глядя на такие успехи, вся "промо-машина" "Квартала" теперь занялась раскруткой нескольких актрис шоу как стендаперш. Наиболее успешно пока получается у Ирины Сопонару, которая в "ЖК" попала из "Лиги смеха". 

Оппозиционный стендап

По количеству просмотров в YouTube с резидентами телешоу могут сравниться только Андрей Щегель и Антон Тимошенко. Первый в принципе не появляется на телевидении, а второй — лишь изредка. Оба раскрутились благодаря YouTube, качеству и оригинальности материала. Щегеля можно назвать самым агрессивным стендапером Украины, а Тимошенко — один из немногих комиков, который качественно шутит на политические темы и при этом не имеет отношения к "Кварталу".

Поскольку сольно успешных комиков на Украине пока немного, они создали объединения и выкладывают совместные выступления. Лидерами среди таких групп является "Подпольный стендап" и STAND UP Battle Club. Другие объединения украинских комиков либо уже не существуют, как "Stand UP Клуб", либо не раскручивают свои каналы. Хотя на афишах клубных концертов можно встретить названия "комик-группировок", которых нет в YouTube.

Стендап vs КВН

На Украине, как и в России, стендап пока является альтернативным юмором. Комики противопоставляют себя "Вечернему кварталу" и "Дизель шоу" на Украине, а в России — КВН и остаткам эстрадного юмора. Кстати, если в РФ есть несколько популярных стендаперов, которые вышли из КВН — Руслан Белый, Антон Борисов, Михаил Шац и Юлия Ахмедова, то на Украине бывшие кавээнщики больше подались в эстраду. Более того, некоторые из них пошли в стендап вопреки КВН. Например, Артур Петров говорит, что никогда не любил КВН, да и возможности попробовать свои силы в этой игре у него не было. Вместо масляковского шоу он интересовался западным стендапом. А Лера Мандзюк занялась стендапом, потому что ее не взяли в КВН.

"Я чувствовала, что мне нравится юмор, и первое, что я сделала, это попросилась в команду КВН — у нас их было две, обе — мукачевские. Но меня не взяли. Тогда я подумала — ах, вы ж сволочи. Раз так, то я буду делать все сама. Наиболее подходящим вариантом был стендап. Тогда у нас уже появились "открытые микрофоны", которые проходили раз в квартал — я попробовала, и у меня получилось", — вспоминает Лера.

Принципиальное же отличие стендапа от кавээновского или эстрадного юмора не только в обилии матерных слов, что отталкивает часть зрителей. В КВН и на эстраде рассказываются чаще всего выдуманные и утрированные истории. В стендапе же монологи — преимущественно реальные истории из жизни комиков, слегка разбавленные вымыслом для усиления эффекта. Еще одной фишкой стендапа является импровизация — практически каждый концерт начинается со знакомства с публикой и довольно жесткого высмеивания зрителей. Поэтому не каждый поклонник жанра ходит именно на концерты, а тех, кто оказывается там впервые или случайно, услышанное повергает в шок. 

Но у такого жесткого поведения комиков есть объяснение. Для многих из них выступление перед публикой — каждый раз сродни исповеди. Поэтому, чтобы концерт не превращался во встречу грешника и духовника, комик уравновешивает ситуацию. Фактически это золотое правило жесткого юмора, которое лучше всего понятно на примере шоу "Прожарка". Перед тем как высмеять звездного гостя программы, а порой даже унизить, комики обливают ведром "помоев" друг друга. А в конце шоу предлагают еще и гостю нанести ответный удар. 

Для того чтобы ситуация между российскими и украинскими стендаперами выровнялась, не нужно запрещать гастроли россиян. На примере шоу-бизнеса уже понятно, что это не работает. Достаточно лишь подождать еще несколько лет, чтобы украинские стендаперы вышли на новый уровень. А кроме этого, постарались сами создать собственный dream-team для шоу в YouTube, чтобы их основная аудитория переключилась с продукции ТНТ на отечественную.

Обсудить
Рекомендуем