Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил, что следующим главой «Моссада» станет Давид Барнеа, заместитель бывшего главы «Моссада» Йоси Коэна. Он решил публично раскрыть главную миссию нового главы «Моссада», заявив, что «первостепенная задача Барнеа — помешать Ирану обзавестись собственным ядерным оружием», тем самым он бросил вызов администрации президента США Джо Байдена, которая начала пятый раунд переговоров в Вене по возвращению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) об ограничении программы Ирана и возвращении США к выполнению условий сделки.
Нетаньяху сделал подобное заявление не просто так. Давид Барнеа вступает в должность главы «Моссада» в то время, когда Иран близок к тому, чтобы стать «ядерным государством». Новому главе «Моссада» придется укреплять доверие и отношения с американцами, особенно с учетом того, что администрация Байдена неохотно идет на контакт с Нетаньяху. Военная операция «Страж стен» и израильская агрессия в Газе вынуждают Барнеа активизировать сбор разведывательных данных, чтобы предотвратить растущее влияние ХАМАСи «Исламского джихада» (Запрещен в РФ — прим. ред.) в Палестине.
Давид Барнеа приступает к выполнению обязанностей главы «Моссада» в непростой для Израиля период. В настоящее время американцы готовятся вернуться к ядерному соглашению и отменить санкции против Ирана. «Моссад» считает это своей первостепенной задачей и готовится сделать все необходимое, чтобы не позволить Ирану обзавестись ядерным оружием и ракетами большой дальности.
Биография и карьерный рост Барнеа в армии и «Моссаде»
Давид Барнеа родился 29 марта 1965 года в Ашкелоне. В 15 лет он поступил в кадетское училище в Тель-Авиве, чтобы развить в себе лидерские качества и приобрести боевые навыки.
56-летний Давид Барнеа женат и имеет четверых детей. Он присоединился к «Моссаду» в 1996 году в качестве оперативного сотрудника, но затем занимал и другие должности. В 2019 году Барнеа был назначен заместителем главы «Моссада» Йоси Коэна, который покинет свой пост 1 июня 2021 года.
В 1983 году он служил в разведывательном полку Генерального штаба («Сайерет Маткаль»), который является элитным спецподразделением и напрямую подчиняется Генеральному штабу ЦАХАЛ. Его основная цель — собирать разведывательные данные в арабских странах, а также обучать своих бойцов всем видам боевых действий, в том числе «борьбе с терроризмом».
В 1992 году он получил степень магистра делового администрирования на факультете финансов Нью-Йоркского университета. После получения высшего образования он работал старшим менеджером в инвестиционном банке в Израиле.
Давид Барнеа командовал оперативными подразделениями в Израиле и за рубежом. В 2013-2019 годах он командовал подразделением «Цомет», которое отвечает за вербовку агентов в «Моссад». Под его руководством подразделение четырежды было удостоено премии ЦАХАЛ в области безопасности.
Барнеа продвигался по службе благодаря благосклонности бывшего директора «Моссада» Йоси Коэна, который избрал его своим заместителем и позже рекомендовал Нетаньяху назначить его на должность главы «Моссада».
Почему подразделение Барнеа получало награды ЦАХАЛ?
Под его руководством подразделение «Цомет» проворачивало крупные и важные операции, в том числе те, благодаря которым Израиль получил секретные разведданные об иранском ядерном досье и усилении военного потенциала «Хизбаллы». По словам журналиста израильской разведки Йоси Мелмана, новый глава «Моссада» причастен к убийству известного иранского ученого-ядерщика Мохсена Фахризаде.
Объявляя о назначении Давида Барнеа на должность 13-го главы «Моссада», Нетаньяху сказал: «Каждая следующая операция смелее, креативнее и безумнее, чем предыдущая. Джеймс Бонд — младенец по сравнению с вами. В кино нет ни одного боевика, который сравнится с тем, что делает "Моссад"».
Каковы планы Барнеа в «Моссаде»?
Журналист израильской разведки считает, что с приходом Давида Барнеа к власти повестка дня «Моссада» не изменится. В первую очередь усилия организации будут сосредоточены на сборе информации о ядерной программе Ирана и противодействии расширению его военного потенциала.
По словам Мелмана, сбор разведывательной информации и проведение контртеррористических операций против «Хизбаллы» и джихадистских группировок, а также защита еврейских организаций по всему миру будут в центре внимания Барнеа. Кроме того, он будет заниматься укреплением отношений «Моссада» с другими спецслужбами, а также со странами и организациями, с которыми Израиль не имеет дипломатических отношений. Отметим, что в настоящее время «Моссад» поддерживает контакты со 150 странами и спецслужбами.
Какие задачи и вызовы стоят перед новым главой «Моссада»?
Новому главе «Моссада» придется найти новые пути и средства борьбы с иранским ядерным досье и ракетным потенциалом. Ему придется осуществлять разведывательную деятельность и проводить операции против Ирана, принимая во внимание наследство его предшественника Йоси Коэна. Барнеа придется усовершенствовать механизмы сбора разведывательной информации и оперативных возможностей, если он хочет сорвать реализацию иранского ядерного проекта.
В статье израильского журналиста Рона Бен-Ишая, опубликованной в газете «Yedioth Ahronoth», говорится, что Барнеа выполнял все поручения Йоси Коэна, связанные с атаками на иранские объекты. Вполне вероятно, что он стоит за взрывами на ядерном объекте в иранском Натанзе, так как Тегеран обвинил именно «Моссад» в причастности к инциденту.
Этот вопрос, по оценкам военного аналитика, требует от Барнеа разработки новых механизмов борьбы с иранским ядерным оружием, а также отказа от некоторых методов работы и принятия более эффективных мер предосторожности.
Какие препятствия стоят перед главой «Моссада» в отношении ядерного файла и иранской ракетой программы?
Основная проблема заключается в том, что иранская ядерная и ракетная программы продолжают развиваться в том темпе, который необходим иранцам. В результате Иран уже приблизился к тому, чтобы стать «ядерным государством». По некоторым оценкам, ему осталось всего полтора года до создания ядерной бомбы.
Израиль опасается, что ситуация обострится, когда США и Иран вернутся к ядерной сделке, из которой бывший президент США Дональд Трамп вышел в 2018 году. Напомним, что он также ввел экономические санкции против Ирана.
Скорей всего, американцы ограничат деятельность «Моссада». Но атаки на ядерные объекты и убийства иранских ученых — операции, проводившиеся «Моссадом» в прошлом, вполне вероятно, будут проводиться и в будущем.
Как глава «Моссада» будет взаимодействовать с американской администрацией?
Учитывая ожидаемое возвращение США к ядерному соглашению, ему придется укреплять доверие и развивать отношения с американским разведывательным сообществом и высокопоставленными чиновниками из администрации Байдена. Кроме того, он должен будет вместе с Белым домом работать над разработкой стратегии и методов, которые будут одобрены как Тель-Авивом, так и Вашингтоном.
Их сотрудничество будет базироваться на следующем фундаменте: Израилю потребуется военная и политическая помощь США, если Иран достигнет прогресса в создании ядерного потенциала. «Моссад» будет действовать совместно с американцами или самостоятельно, но при поддержке США.
Внутренние препятствия, которые могут помешать Барнеа в выполнении его обязанностей по иранской ядерной программе?
Иранское ядерное досье — одна из первостепенных задач, стоящих перед новым главой «Моссада», но его ждут трудности. Нетаньяху планирует назначить Йоси Коэна специальным посланником по иранским делам, поскольку администрация Байдена не желает сотрудничать с премьер-министром Израиля, а Коэн, каким бы талантливым он ни был, очень привязан к Нетаньяху.
Следовательно, если Нетаньяху останется премьер-министром, то Коэн будет в некотором роде «параллельным главой «Моссада», и Барнеа должен это учитывать. Ему придется согласовывать собственные инициативы и операции с Нетаньяху, если он останется премьер-министром Израиля, считает корреспондент газеты «Yedioth Ahronoth» Итамар Эйхнер.
Кроме того, новый глава «Моссада» должен будет активизировать сбор разведывательных данных, чтобы предотвратить растущее влияние ХАМАСа, «Исламского джихада» и других группировок после операции «Страж стен». Ранее это не лежало в основе работы «Моссада», хотя ведомство сотрудничало с различными силовыми и военными структурами, собирая информацию о палестинских группировках и их военном потенциале.