18 мая по случаю празднования 318-й годовщины образования Балтийского флота главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов заявил о его существенном усилении в связи с «агрессивной» позицией балтийских соседей России и необходимостью охранять газопровод «Северный поток — 2». Помимо подводных лодок флот получит также беспилотники и береговые ракетные комплексы.
Это объявление вписывается в российскую пропагандистскую кампанию последних лет, связанную с укреплением подводных сил. В марте этого года три российские субмарины в Арктике выполнили одновременное всплытие из-подо льда полутораметровой толщины на расстоянии до 300 метров друг от друга, совершив такой маневр впервые в истории флота РФ. Подлодку, перемещающуюся подо льдом, противнику обнаружить гораздо сложнее, а россияне до сих пор обращаются к подобной практике, хотя от нее отказалось большинство стран. Сейчас уже редко создают корабли, которые способны произвести такую операцию.
Вскоре Евменов сообщил, что атомные подводные лодки советских моделей 949А «Антей» и 971 «Щука» будут оставаться на службе в два раза дольше, чем изначально планировалось, и получат новые вооружения. В 2021 году флоту передадут также три атомные подлодки проекта 955А «Борей-А» и две — проекта 885М «Ясень-М», также планируется закладка двух новых, как их называют россияне, подводных ракетоносцев проекта «Борей-А» («Дмитрий Донской» и «Князь Потемкин»). В том же году семь кораблей, в том числе подводных, получит Черноморский флот, в котором после аннексии Крыма начали программу модернизации, а до 2024 года шесть подлодок поступит на Тихоокеанский флот.
Упущения в море
Балтийский флот был самым слабым и запущенным из всех пяти морских оперативно-стратегических объединений РФ, правда, другим балтийским государствам похвастаться в этом плане тоже было нечем.
Объясняя необходимость наращивания сил в Балтийском море, Евменов прямо указал на «расширение присутствия НАТО» в регионе, упомянув в том числе о трех польских подводных лодках, хотя две из них готовят к продаже, так что они скоро перестанут числиться в армии, а одна практически непригодна к использованию, и пяти шведских, хотя у Швеции их всего четыре, и она не входит в Альянс. У Германии, правда, есть пять современных субмарин проекта 212А, но на два моря — Балтийское и Северное.
По словам российского адмирала, РФ могла до сих пор противопоставить этим силам, которые регулярно проводят направленные против России учения, лишь одну подводную лодку проекта 877 «Палтус» — «Алроса», вторая находилась на ремонте. Сейчас ситуация должна измениться.
Новые лодки, новые возможности
Балтийский флот может пополниться дизельными субмаринами нового проекта 677 «Лада» или более старыми, но создающими меньше проблем лодками проекта 636.3 «Варшавянка». «Лада» имеет лучшие акустические характеристики, в перспективе она получит силовую установку, для работы которой не требуется атмосферный воздух, но работа над ней до сих пор продолжается. Эти универсальные корабли смогут атаковать надводные и подводные цели, а также объекты на суше, защищать побережье от высадки десанта, перевозить на своем борту людей и грузы для специальных операций. Водоизмещение «Лады» составляет 1 800 тонн, глубина погружения — 350 метров, она может развивать скорость примерно в 20 узлов, а ее экипаж состоит всего из 30 человек. Подлодка вооружена 18 торпедами калибром 533 миллиметра и 20 минами, а также ракетами-торпедами «Швал» и крылатыми ракетами «Калибр». «Лада» станет самой тихой российской подводной лодкой: рассказывается, что, производимый ей уровень шума не превышает показатели обычных звуков моря. При этом ее гидроакустическая станция будет иметь больший радиус действия, чем аппаратура противника.
Корабли с воздухонезависимой силовой установкой могут долго, до двух недель, находиться под водой. Из российских объявлений следует, что в перспективе «Лада» получит гиперзвуковые ракеты «Циркон», которые «невозможно отразить», поскольку они развивают скорость в 11 тысяч километров в час. Это оружие, о котором часто упоминает Владимир Путин, пока, однако, проходит испытания.
Как говорит российский военный эксперт Николай Шульгин, появление новых российских подлодок в Балтийском море — это не элемент политики милитаризации, а лишь реакция на военные и гибридные угрозы, исходящие от США и других членов НАТО. Кроме того, корабли будут служить защите экономических интересов РФ, в первую очередь охраняя «Северный поток — 2».
Возвращение «Красного Октября»?
В последние годы россияне активно наращивали свой морской надводный и подводный потенциал. Хотя им, конечно, пока далеко до создания кораблей масштаба советской подлодки проекта 941. Огромные «Акулы» с подводным водоизмещением порядка 50 тысяч тонн имели два главных титановых корпуса, расположенных по принципу катамарана, которые помещались в третьем, стальном, с шумопоглощающим покрытием. Длина субмарины составляла 170 метров, она была вооружена 20 межконтинентальными баллистическими ракетами Р-39, каждая из которых могла нести 10 ядерных боеголовок. На «Акуле» были довольно комфортные, по советским меркам, условия: каждому матросу предназначалась своя койка (на других кораблях такого типа им порой приходилось спать на торпедах), а офицерам — двух- и четырехместные каюты. В распоряжении моряков был также спортивный и тренажерный зал, сауна и даже небольшой бассейн. Именно с «Акулы» писался «Красный Октябрь» из дебютантской книги Тома Клэнси и более позднего фильма с Шоном Коннери.
В 1970-1980-х годах строительство шести подлодок такого типа оказалось главной статьей расхода бюджета СССР, что не в последнюю очередь привело к его краху. Тем не менее в течение пары десятков лет они наводили страх на американских политиков и военных, которых пугала способность Советского Союза нанести неожиданный ядерный удар из-под арктических льдов. После окончания холодной войны «Акулы» стали списывать из-за огромной стоимости их обслуживания. Последний корабль, «Дмитрий Донской», много лет использовался на испытаниях новых российских баллистических ракет, но и ему осталось служить года три-четыре до полной выработки ядерного топлива и получения флотом подлодок проекта «Борей-А».
Подводная держава
Заметно, однако, что российский флот, а также работающие на него конструкторские бюро, заводы и верфи уже давно оправились как от кризиса, спровоцированного распадом СССР, так и от последствий санкций, введенных в отношении России после аннексии Крыма. В конструкторских бюро появилось новое поколение специалистов, которым уже не приходится, как бывало в 1990-е, работать за нищенскую зарплату, создаются новые удачные модели кораблей, верфи все лучше справляются с реализацией заказов. Судя по всему, Россия не позволит сместить с себя с позиции подводной державы. Почему кульминация успехов наблюдается именно сейчас, на фоне вызванного пандемией кризиса и падения нефтяных цен?
Covid-19 нанес российской экономике не такой серьезный ущерб, как ожидалось, а государство потратило относительно мало средств на программы помощи. Россия располагает солидными валютными резервами, кроме того, в последние годы она нарастила госдолг. Все это дает возможность финансировать в том числе масштабные оборонные проекты.
Подводные лодки стоят дорого, но зато они служат эффективным инструментом в политике ядерного сдерживания и позволяют добиваться стратегических уступок. Подводные успехи помимо прочего помогли подготовить почву для произошедшего в мае перехода к России председательства в Арктическом совете. Москва давно демонстрировала на этом направлении исключительную активность.
Советские субмарины служили также символом имперской мощи, и, ничто другое, пожалуй, не могло бы напомнить о ней лучше. Их, правда, невозможно было привезти в Москву на парад по случаю Дня Победы, но на фоне отсутствия других новых вооружений, которые можно было бы продемонстрировать, громкие заявления об укреплении флота сыграли свою роль «пушек вместо масла» для беднеющего и уставшего от пандемии населения.
Польская Балтика без должного внимания
Времена, когда Балтийский флот придерживался пассивной стратегии и концентрировался на обороне Калининградской области, судя по всему, подходят к концу. С новыми кораблями и прочей техникой Россия будет способна вести активные действия, не только защищая свои экономические интересы, в том числе ключевые (газопровод «Северный поток — 2»), но, как много раз бывало в прошлом, нанося удары по интересам своих «противников» в регионе и устраивая военные провокации. К сожалению, находящийся в плачевном состоянии польский военный флот без срочной модернизации (а поступление на службу двух новых подлодок запланировано на 2034 году) появляющимся угрозам противостоять не сможет.