Американец Пол Уилан (Paul Whelan), сидящий в российской тюрьме за шпионаж, призвал президента Джо Байдена «жестко обсудить и решить» вопрос о задержании американских граждан по политическим мотивам, когда он будет встречаться с президентом Владимиром Путиным.
«Решительные действия нужны немедленно», чтобы остановить «похищение» граждан США, заявил Уилан Си-Эн-Эн в эксклюзивном интервью по телефону, которое он дал из российской исправительно-трудовой колонии. Уилан отбывает наказание за шпионаж, получив 16 лет лишения свободы, но наотрез отрицает свою причастность к шпионской деятельности.
«Вопрос не в том, что Россия выступила против меня. Вопрос в том, что Россия выступила против Соединенных Штатов, и Соединенные Штаты должны отреагировать на эту ситуацию со взятием заложников и решить проблему как можно скорее», — сказал он.
Уилан заявил Си-Эн-Эн, что у него «положительные чувства» по поводу предстоящей встречи российского и американского руководителей. Он назвал ее «хорошим шагом в правильном направлении».
«Я знаю, что президент Байден и госсекретарь (Энтони) Блинкен добиваются моего освобождения и возвращения домой», — сказал он.
Блинкен поднял вопрос о деле Уилана, а также о деле другого американца Тревора Рида (Trevor Reed) во время встречи с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым в конце мая. Байден и Путин должны обсудить «весь комплекс неотложных вопросов» на встрече в Женеве, заявил Белый дом. В повестку переговоров будут включены темы контроля вооружений, Украины и нарушений прав человека. Байден занял намного более жесткую позицию в отношении Москвы по сравнению со своим предшественником президентом Дональдом Трампом. В апреле он объявил о введении обширных санкций за ее вмешательство в американские выборы в 2020 году, за кибератаку против компании SolarWinds, а также за продолжающуюся оккупацию Крыма и «серьезные нарушения прав человека» на полуострове.
Уилан, также имеющий ирландское, британское и канадское гражданство, был задержан в московской гостинице в декабре 2018 года. Российские власти обвинили его в участии в разведывательной деятельности. Американские официальные лица осудили вынесенный Уилану приговор, а сам он в разговоре с Си-Эн-Эн в очередной раз отверг предъявленные ему обвинения.
«Все довольно просто. Преступления не было. Доказательств не было. Закрытый суд был сплошным обманом, — сказал он. — Все это было сделано исключительно по политическим мотивам».
«Чем больше людей поймет, что я невиновен, и что никакого преступного шпионажа не было, тем лучше», — добавил Уилан, отметив, что он надеется на скорейшее разрешение данного дела.
Потогонная система
«Прошло уже более двух лет. Почти 888 дней, это в два раза больше, чем когда американских граждан удерживали в заложниках в Тегеране», — сказал он.
Находясь в исправительной колонии в Мордовии в восьми часах езды от Москвы, Уилан целыми днями работает на швейной фабрике, называя ее потогонным производством.
«Каждый день одно и то же, — рассказал он Си-Эн-Эн. — Мы встаем в шесть утра. 10 минут зарядка. Завтрак длится около 20 минут, а потом мы целый день работаем. Обед тоже минут 20, после обеда опять работа. Часть вечера после построения — это личное время, когда мы стираем одежду, пишем письма, читаем книги, пытаемся звонить и прочее».
У него непрекращающийся кашель и бурсит локтевого сустава от работы в цехе, говорит Уилан. Он добавляет, что получить медицинскую помощь в колонии очень трудно.
«Охрана часто не пускает нас в санчасть, а в санчасти так много народа, что зачастую тебя отправляют обратно. Думаю, сейчас это одна из самых больших проблем — получить приличную медицинскую помощь», — сказал Уилан.
Этот бывший морской пехотинец до ареста в России жил в Мичигане. Он рассказал Си-Эн-Эн, что старается «сохранять позитивный душевный настрой» в этой ситуации. Он заявил, что возможность писать письма и читать книги на английском языке помогает его рассудку «оставаться в правильной форме».
«Я проживаю день за днем, — сказал Уилан Си-Эн-Эн. — Я каждый день надеюсь, что вопрос решится. Приходится проходить через все это в надежде на лучшее».