Белоруссия — отдельная статья в российском бюджете. Президент Александр Лукашенко, его сын Коля и Владимир Владимирович Путин поужинали, подсчитали убытки и отправили «батьку» на передовую борьбы с врагами советской империи.
Его называют «картофельным вождем». Все из-за его безмерной любви к картошке. Или «батькой» из-за того, что он любит выставлять себя защитником простого люда. Также Лукашенко прозвали последним диктатором Европы.
Так или иначе, но Александр Лукашенко вот уже 30 лет возглавляет Белоруссию и сегодня также является неотъемлемой частью великодержавной политики России под руководством президента Владимира Путина. Они вместе катаются на лыжах, вместе любуются дельфинами, вместе ужинают, а во время недавней встречи в сочинской резиденции также хотели вместе поплавать. В конце концов в холодную воду залез только Лукашенко. Как сообщил официальный Телеграм-канал «Полпервого», который информирует о каждом шаге Лукашенко, температура воды не превышала 16 градусов. Путин не пошел в воду. Он наблюдал за Александром Григорьевичем, стоя на палубе яхты в рубашке и белой ветровке. Было в этом что-то символическое.
Александр Лукашенко получил от купания удовольствие. Только что завершились пятичасовые переговоры с Путиным и ужин, на котором присутствовал его сын Коля, в мечтах Лукашенко — наследник трона.
О чем именно беседовали эти трое 28 мая 2021 года в любимой резиденции российского президента, знают только они сами. Несомненно, они обдумывали, как ответить на санкции, которые ввел Европейский Союз (и не только он) и еще собирается ввести против Минска после инцидента с самолетом компании Ryanair и ареста журналиста и активиста Романа Протасевича, а также его русской подруги Софии. Вероятно, они также думали, во сколько обойдется двум странам, России и Белоруссии, эта история, чем за этот шаг могут поплатиться Минск и Москва и сколько еще выходок Лукашенко Москва собирается стерпеть. Лукашенко в роли воздушного пирата шокировал весь мир. Но не Россию.
После Крыма очередь дошла до Минска
Лукашенко уехал из Сочи «пропесоченный» и с очередной порцией ранее обещанного кредита, хотя полмиллиарда долларов — так себе сумма. Кроме того, это только увеличит долг Белоруссии перед Россией и ее зависимость от мощного соседа. В социальных сетях русские уже с удовольствием называют Минск столицей одного из российских субъектов.
Но такое расширение территории кое-чего стоит. «Банкет за счет России», как описал ситуацию российский политолог и экономист, работающий в Институте экономической политики имени Гайдара Сергей Жаворонков. «Россия ежегодно вливает миллиарды долларов в белорусскую экономику, а в ответ получает только обещания».
Насколько Белоруссия зависит от России
Экспорт сырья. Россия продавала Белоруссии газ, нефтепродукты и нефть по значительно более низким ценам, чем зарубежным покупателям. Белорусские заводы перерабатывали нефть и продавали нефтепродукты, а также сырую нефть далее за рубеж по более высоким за счет экспортных пошлин ценам, получая, таким образом, огромные прибыли. Россия пыталась ограничить эту деятельность, но Лукашенко филигранно и систематично обходил все ограничения. До 2019 года, когда России все же удалось переломить ситуацию, эта «российская нефтяная дотация» приносила Белоруссии огромные суммы. Например, в 2018 году поступления в белорусский бюджет, полученные из разницы между российскими и белорусскими экспортными пошлинами, достигали 4,3 миллиарда долларов, а это восемь процентов ВВП Белоруссии. Кроме того, Россия поставляет и газ по заниженным ценам. Все это продолжается по сей день, но экспортная цена для Белоруссии уже не так разительно отличается от обычной. Например, государства Европейского Союза закупают российский газ в среднем по 170 долларов за тысячу кубометров, а Белоруссия — по 127 долларов. В ближайшие годы преимущества, которые до сих пор Белоруссия использовала для удержания режима Лукашенко, российская сторона собирается полностью устранить.
Реэкспорт. С 2014 года, когда был оккупирован Крым, налажен реэкспорт сельскохозяйственной продукции стран-членов Европейского Союза, импорт которой Россия запретила в ответ на евросоюзные санкции.
Выгодные кредиты. По оценкам экспертов Всемирного банка, белорусский долг России достигает приблизительно восьми миллиардов долларов и продолжает расти. В общий долг не включены 11 миллиардов долларов, которые выделил российский Росатом на строительство белорусской АЭС. Эти деньги, как полагают российские эксперты, Росатом теперь вряд ли получит от белорусов обратно. Ввиду последних событий, санкций европейских стран и растущей изоляции планам Лукашенко по экспорту электроэнергии за рубеж, по-видимому, не будут реализованы, а значит, Минск не досчитается доходов от этой сферы.
Российские инвестиции. Белоруссия — крупнейший получатель российских инвестиций среди всех бывших советских республик.
Взаимный торговый оборот. В 2020 году 45% белорусского экспорта отправлялись в Россию, а на импорт из России в Белоруссию приходилось более 50 %.
Лукашенко улетал из Сочи полный благодарности и надежд. Сын не опозорил, потому что в основном помалкивал. Путин прямо не сказал, но дал понять: Минск может и впредь рассчитывать на Москву при определенных условиях. Ведь без нее он оказался бы сейчас в тотальной авиационной блокаде.
А что Москва захочет в обмен на этот раз? «Фактически же в нынешних обстоятельствах речь может идти только о переходе белорусской экономики под внешнее российское управление в обмен на гарантии личной неприкосновенности для Лукашенко», — написал на сайте радиостанции "Свобода" (внесена в реестр СМИ, выполняющих функции иноагента, прим. ред.) Максим Блант, экономический обозреватель и ведущий программы «Деньги на свободе».
Москва делает уже не первую попытку в этом направлении. Но Лукашенко не хочет отказываться от остатков своей независимости. Более того, по мнению российских экономистов, реальная интеграция белорусской экономики обошлась бы российскому бюджету в триллионы рублей. Это подтверждает история интеграции украинского Крыма и города Севастополя. А что было бы тогда? Белоруссия превратилась бы в один из дотационных регионов и надолго осталась бы им.
Она встала бы в один ряд с Чечней, Камчаткой, Дагестаном, Ингушетией, Алтаем, Тувой, Чувашией, Башкортостаном, Иркутской, Амурской, Ростовской областью и многими другими. Москва еще должна кормить оккупированные анклавы — Южную Осетию и Абхазию, а также часть украинского Донбасса. В общем, экспансия — дорогое удовольствие.
Белоруссия уже сейчас как камень висит на российской шее, и чем больше ответственности за ополоумевшего Лукашенко и экономику советского типа будет брать на себя Россия, тем больше этот камень будет тянуть ее ко дну.
Российский Давос получил преимущество перед Лукашенко
«Нет тех высот, которые большевики не брали. Возьмем и мы», — заявил Лукашенко, намекая на старую советскую поговорку, в беседе с Путиным. Тот с удовлетворением улыбнулся и ответил: «Хорошо». В этом была та самая доля снисходительности, с которой Россия относится к Белоруссии. Но у всего есть предел.
Потом Лукашенко поблагодарил Путина за то, что тот наказывает западные авиакомпании, которые отказываются летать над территорией Белоруссии в Москву, и не дает им разрешения на вход в российское воздушное пространство. Но только Лукашенко успел договорить слова благодарности, в Сочи уже все переиграли. Не прошло и двух дней, когда возникали некоторые проблемы, самолеты из Европы начали снова приземляться в России вне зависимости от того, облетали они территорию Белоруссии или нет. Ведь в противном случае никто из заграничных гостей не прилетел бы на путинский Международный экономический форум в Санкт-Петербурге, его гордость, прозванную также русским Давосом, платформу, дающую возможность показать себя миру.
Кое-кто из приглашенных вежливо отказались от участия. В том числе потому, что в рабочей программе форума под номером один значился завтрак с представителем министерства иностранных дел Марией Захаровой на тему «Иностранные СМИ как иностранные агенты в России». Петербургский экономический форум, в частности, играет роль увертюры к главному действу — встрече Путина с американским президентом Джо Байденом.
Россия и Белоруссия вместе с куском украинского Донбасса — последние островки советской науки, менталитета, культуры и экономики, советское понимание жизни и внешней политики, основанной на концепции вездесущего врага. Но нового СССР в виде Российско-белорусского союза, скорее всего, не появится. За последние 20 лет провалились все попытки воссоздать его.
Своего рода союзное государство России и Белоруссии было создано еще в 90-е годы прошлого века во время второй предвыборной кампании Бориса Ельцина в 1996 году, когда его во второй раз избрали президентом Российской Федерации. Суть интеграции заключалась в де-факто ликвидации границ и свободном передвижении товаров, рабочей силы и услуг. С самого начала Россия, понятно, была более сильным звеном и играла роль донора. Она помогала Белоруссии финансово, поставляла ей дешевый газ. По оценкам, до миллиона белорусов работали на российском рынке труда без каких-либо ограничений.
Появилась огромная таможенная прореха. Импортные пошлины на такие европейские товары, как автомобили, алкоголь и сигареты, в Белоруссии были на порядок ниже, чем в России. Белорусы продавали эти товары на российском рынке, куда проникали уже без всяких пошлин и сборов, невероятно на этом зарабатывая. Так было до 2000 года. Тогда в первую очередь экономические отношения между двумя государствами принципиально изменились. Во главе России вместо эмоционально нестабильного и зависимого от алкоголя Ельцина встал холодный, прагматичный и опирающийся на спецслужбы Владимир Путин. Он занялся «одичавшей» Белоруссией и ее экстравагантным лидером.
Российско-белорусский «Советский Союз» столкнулся с проблемами. Переговоры об общей валюте прекратились в 2004 году после того, как Лукашенко отказался взять обратно свой ультиматум насчет создания двух эмиссионных центров, российского и белорусского. Москва побоялась гиперинфляции и того, что Лукашенко, как всегда, запустит печатный станок, и поэтому отказала Минску.
Весьма туманное будущее
Точно не известно, действительно ли недавно в Сочи Лукашенко и Путин беседовали о местных дельфинах. Однако нет сомнений в том, что они обсуждали, сколько Минск должен Москве, и как он собирается расплачиваться: долларами, товарами или преданностью.
В этом году Белоруссия должна вернуть России 2,4 миллиарда долларов государственного долга. Вместе с долгами белорусских предприятий эта сумма возрастает до 5,1 миллиарда долларов.
При этом за последний год валютные резервы Белоруссии сильно сократились — почти на четверть. Падает и белорусский рубль. Люди забирают вклады из банков (за год их объем сократился на 25%).
Хотя России придется раскошелиться, в принципе нынешняя белорусская агония Путину выгодна. Лукашенко для него как манна небесная. Например, он полностью затмил историю с оппозиционным лидером Алексеем Навальным. Кроме того, по сравнению с белорусским президентом Путин выглядит более либеральным президентом, чем является на самом деле. Поэтому он поддерживает Лукашенко и даже «балует», позволяя ему столько, сколько позволяет, пожалуй, только одному своему подчиненному — чеченскому диктатору Рамзану Кадырову. Он и Лукашенко одинаково ценны для Путина. Они, как наместники, управляют вассальными регионами, которые имеют стратегическое и военное значение. Белоруссия, например, — это первая линия западного фронта.
Сегодня эти два человека с одинаковыми амбициями, эго и желанием вписать свои имена золотыми буквами в учебники истории нуждаются друг в друге больше, чем когда-либо. На первый взгляд, между ними царит горячая братская любовь, но на самом деле это типичный брак по расчету. Когда Лукашенко перестанет приносить Кремлю необходимую пользу, состоится развод. Новую «невесту» уже подыскивают.