По мере налаживания более тесных партнерских отношений между Китаем и Россией, тревога Вашингтона растет. Элиты в Вашингтоне наивно полагают, что могут вбить клин между Китаем и Россией, стимулируя настороженность Москвы в отношении Пекина, но в конце концов они поймут, что это самообман.
В воскресенье бывший посол США в России Майкл Макфол (Michael McFaul) высмеял Москву в Твиттере, заявив, что «Россия всегда будет младшим партнером Китая». Кроме того, ему интересно узнать, «что россияне думают об этом».
Всего за два дня до публикации Макфола президент России Владимир Путин сказал, что российско-китайские отношения достигли беспрецедентно высокого уровня, и обе страны разделяют множество общих интересов. Во время прошедшей по видеосвязи встречи с представителями мировых информационных агентств в Санкт-Петербурге Путин ответил на вопрос агентства «Синьхуа» и подчеркнул, что Россия стремится углубить сотрудничество с Китаем во многих сферах.
Высмеяв Россию как «младшего партнера» Китая, Макфол явно недооценил международный статус России и ее способность выбирать стратегию, отвечающую ее собственным интересам. В нынешнем многополярном мире Россия остается важной политической и военной силой, и Москва не позволит себе быть «младшим партнером» какой-то другой страны. На самом деле, укрепляя отношения с Китаем, Россия не только защищает свою независимость, но и получает самое крупное преимущество в борьбе с давлением со стороны США и Запада.
Согласно проведенному в марте совместному опросу Чикагского совета по международным отношениям и Левада-центра (признан Минюстом РФ иноагентом, прим. ред.), большинство россиян (56% опрошенных) считают, что активное сотрудничество Москвы с Пекином не усиливает зависимость России от Китая. При этом 55% считает, что укрепление связей России с Китаем укрепляет статус Москвы на международной арене.
Младший научный сотрудник Центра российских исследований Восточно-китайского педагогического университета Цуй Хэн (Cui Heng) рассказал Global Times, что точка зрения представителей американской элиты, например, Макфола, подвержена значительному влиянию гегемонистской идеологии США. Гегемонистский образ мысли США приводит к тому, что Вашингтон всегда смотрит на другие страны снисходительно. Как отметил Цуй, новый тип отношений ведущих держав, представленный российско-китайскими отношениями, где подчеркивается взаимное уважение, равенство, взаимность, обоюдная польза и невмешательство во внутренние дела друг друга, никогда не входил в представления основных элит США.
Похоже, что взаимное уважение не входит в словарь дипломатии США, но служит основой для отношений России и Китая. Американские элиты совершенно не разбираются в российско-китайских отношениях. Заявляя, что Россия — «младший партнер» Китая, они предполагают, что российско-китайские отношения следуют логике отношений между Вашингтоном и его союзниками. Справедливо будет сказать, что Вашингтон относится к своим союзникам хуже, чем к «младшим партнерам», и всегда ставит свои интересы выше интересов союзников и так называемых партнеров.
Все более тесные отношения Китая и России частично обусловлены давлением со стороны США. Однако, поскольку Вашингтон теперь лучше осведомлен о рисках, которые они влекут для США, Вашингтон пытается выделывать фокусы, чтобы вбить клин между Пекином и Москвой. Однако российско-китайские отношения достаточно крепки, и так просто их не разрушить. Как сказал Данил Бочков, эксперт Российского совета по международным делам, в интервью Global Times, Китай и Россия понимают, что совместное противостояние давлению Вашингтона — их естественный общий интерес, который делает их отношения прочными и неуязвимыми перед любой глобальной политической нестабильностью.
Российско-китайские отношения переживают лучший период. Сегодняшние двусторонние отношения стали более зрелыми. Экономики обеих стран дополняют друг друга, а взаимная стратегическая поддержка служит мощным оружием для борьбы с западным подавлением.
Гегемонистски настроенные США считают и Китай, и Россию крупнейшими препятствиями для себя. Это не изменится. С одной стороны, Вашингтон проворачивает фокусы, чтобы вынудить Россию отвернуться от Китая, а с другой стороны, президент США Джо Байден в статье Washington Post, рекламирующей его визит в Европу, призвал США и Европу объединиться, «чтобы ответить на вызовы безопасности Европы со стороны России». И это так США «по-партнерски» относятся к России?