Баку, Азербайджан — В субботу, 19 июня, Азербайджан освободил 15 армянских военнопленных в обмен на информацию о местонахождении 97 тысяч армянских противопехотных и противотанковых мин, заложенных на территории, которую Азербайджан отвоевал у Армении в ходе войны за Нагорный Карабах осенью прошлого года. Это стало долгожданным свидетельством того, что американская дипломатия на Кавказе живет и процветает. Победа премьер-министра Армении Никола Пашиняна на внеочередных выборах в понедельник, 21 июня, указывает на то, что окно дипломатических возможностей остается открытым. Но Госдепартаменту США придется действовать осторожно. В этом регионе осталось множество геополитических мин, и, сделав неверный шаг, американские дипломаты, которые помогли согласовать обмен военнопленными, могут спровоцировать взрывы, способные положить конец их карьере.
Кавказ — это один из тех сложных и далеких, но стратегически важных регионов, на которые американцы часто не обращают внимания. Это единственный путь, по которому нефть и газ из Центральной Азии может попасть на Запад, минуя территории России и Ирана. С тех пор, как в 1990 году бывшие советские республики Южного Кавказа объявили о своей независимости, было уже несколько военных конфликтов в Грузии, два конфликта в беспокойной Чеченской Республике, и еще два конфликта между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах — регион, который населяют преимущественно этнические армяне, но который формально является частью территорий Азербайджана.
Конфликты на Кавказе могут оказывать большое влияние на миропорядок. В 1999 году вторая война в Чечне помогла Владимиру Путину получить контроль над Российской Федерацией. Вторжение Путина в Грузию в 2008 году стало тем моментом, когда Россия впервые бросила вызов международному порядку, сложившемуся после холодной войны (автор имеет ввиду ответ российских войск на вторжение Грузии в Южную Осетию и штурм ими Цхинвала 7-8 августа 2008 года — прим. ред.). Прошлогодняя война за Нагорный Карабах, в ходе которой азербайджанские силы активно применяли турецкие и израильские беспилотники и нанесли сокрушительное поражение армянским силам, пользовавшимся поддержкой России, тоже ознаменовала собой сдвиг в мировой политике, поскольку она продемонстрировала, что применение высокотехнологичных дронов становится существенным фактором в конфликтах между небольшими странами.
Проблема с вовлеченностью Соединенных Штатов в политику Кавказа заключается в том, что американские ценности и американские интересы могут тянуть Вашингтон в разных направлениях. Связи Соединенных Штатов с Арменией остаются сильными и глубокими. Американские миссионеры и наставники активно участвовали в жизни армянских общин по всей Османской империи в XIX веке, и авторами некоторых из наиболее беспощадных и пронзительных рассказов об армянском геноциде были американские миссионеры, которые своими глазами видели, как в 1915 году убивают их друзей и коллег.
Многочисленная армянская диаспора в Соединенных Штатах хранит память о тех событиях, и после распада Советского Союза американцы армянского происхождения активно помогали и отстаивали интересы своей родины, оказавшейся в непростой ситуации. В практическом смысле Вашингтон попросту не cможет вести в отношении Кавказа такую политику, в которой не учитывались бы интересы и тревоги американцев армянского происхождения и их христианских союзников.
Тем не менее, Азербайджан слишком важен, чтобы его игнорировать. Ежедневно миллион баррелей нефти переправляется по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан в Европу и Израиль. Учитывая соглашение, заключенное между Туркменистаном и Азербайджаном в январе насчет совместной разработки нефтегазового месторождения «Достлуг», значение этого нефтепровода выросло еще больше. Кроме того, Азербайджан — это единственная страна, которая граничит и с Россией, и с Ираном. Азербайджан — мусульманская, преимущественно шиитская страна, поддерживающей теплые и душевные отношения с Израилем. Большинство этнических азербайджанцев живут в современном Иране, и тесные культурные и экономические связи между иранцами и азербайджанцами имеют огромное значение для западных держав, стремящихся получить информацию о ядерной программе Ирана и других чувствительных вопросах.
Азербайджанские чиновники открыто говорят о своем стремлении укрепить отношения с Западом. Между тем Армения с переменным успехом поддерживает дружеские отношения и с Москвой, и с Тегераном. Во время войны в Нагорном Карабахе снабжение из России поставлялось в Армению через Иран, что в свою очередь спровоцировало демонстрации иранских азербайджанцев, вызвавших тревогу в Тегеране. После конфликта осенью прошлого года Кремль усилил свой контроль над Арменией. Как это часто бывало в истории, когда армянские христиане начинали просить о защите, только Москва отвечала на их мольбы. Российские миротворцы и угрозы — это единственная сила, удерживающая Азербайджан от окончательного захвата Нагорного Карабаха.
Если бы не было армяно-азербайджанского конфликта, Азербайджан, чье население в три раза больше населения Армении и чей ВВП в 3,5 раза больше ВВП Армении, мог бы стать центром кавказской политики Соединенных Штатов, даже если бы время от времени возникали тревоги по поводу нарушений прав человека и коррупции. (Организация Freedom House обозначила Азербайджан как «несвободную» страну, а Transparency International поставила его на 129-е место из 180 стран по уровню коррупции.) Теперь, когда Соединенные Штаты выводят свои войска из Афганистана и сокращают численность своего военного контингента на Ближнем Востоке, им нужны союзники на местах, чтобы защищать их интересы в регионе. Азербайджан является одним из наиболее подходящих союзников, готовый и способный помочь Америке. Выстроить отношения с Азербайджаном, не оттолкнув армян, будет трудно, однако у Вашингтона уже есть опыт взаимодействия с союзниками, которые враждуют друг с другом. Южная Корея и Япония, Израиль и Садовская Аравия — после Второй мировой войны американские дипломаты научились решать трудно выполнимые задачи.
Состоявшийся на прошлой неделе обмен военнопленными предоставил долгожданную возможность сотрудничать с обеими странами. Будем надеяться, администрация Байдена сумеет воспользоваться этим успехом, чтобы сделать Кавказ более мирным и менее подверженным влиянию России.