Стандарт (Болгария): как чукчи свели с ума Российскую империю

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Кто не знает анекдотов про чукчей? Однако немногие знают историю этого северного народа, величайшим позором для представителей которого было умереть естественной смертью, пишет автор. 30 лет они боролись за свою свободу против царской России. И вплоть до ХХ века так и не понимали, что были гражданами Российском империи.

Советские милиционеры стали делать паспорта чукчам, но поскольку все они на одно лицо, решили сэкономить силы и вместо того, чтобы фотографировать каждого отдельно, сфотографировали одного и его фотографию наклеили во все паспорта. Кто там разбираться будет. Но вот через неделю в участок приходит чукча и жалуется, что это не он. «Как вы это поняли?» — спросил милиционер. «Рубашка не моя!».

Кто не смеялся над анекдотами про чукчей? Однако немногие знают историю гордого народа, для которого величайший позор — умереть естественной смертью, а не в бою. Они живут на Дальнем Востоке России — на полуострове Чукотка, на берегу Чукотского моря. С ним связана «неизвестная» позорная война России. Более 30 лет русские сражались с чукчами — оленеводами и рыбаками, у которых были только стрелы, камни и примитивные ножи, но так и не смогли их победить.

В российской военно-дипломатической традиции не принято использовать слово «колонизация», потому что для русских оно звучит крайне негативно. Колонизация, благодаря которой Россия владеет огромной территорией, проходила по-разному. Русские колонизаторы не отправлялись в долгие путешествия за ценным сырьем — по сути, они просто расширяли свое жизненное пространство, овладевая давно освоенными землями с помощью «новых технологий», распространяя орудия труда, средства самообороны и т.д. В XVII- XVIII веках Российская империя расширялась на восток к Тихому океану. При этой колонизации территорий захватывать многие местные племена удавалось легко — они давали клятву верности и платили ясак.

Ясак, натуральный налог — продукты и товары, которые взымались с коренного населения Поволжья в ХV-ХVIII в, а на Севере — вплоть до ХХ в. Часто русским правителям даже не приходилось воевать за это — сами племена понимали выгоду своего сотрудничества с западными «пришельцами» и становились на их сторону. Однако с чукчами дела обстояли иначе. И России жестко дали это понять. Эти жители Крайнего Севера, численность которых не превышала 9 тысяч человек, выделялись своей особой воинственностью. Чукчи — вовсе не добродушные и недалекие герои советских анекдотов. Это люди, яростно противостоявшие русским в ХVIII веке.

Менталитет чукотских племен формировался в, вероятно, самых сложных условиях жизни: адский холод и нехватка пищи. Поэтому чукчи — рукастые, выносливые, решительные и крайне жестокие люди. Они действительно считали, что умереть естественной смертью — это позор. Для них приемлема была только смерть в бою. Если такой возможности нет, альтернативой было самоубийство.

К нему прибегали пожилые и тяжелобольные члены племени. Основным занятием чукчи была война. Они постоянно нападали на своих соседей — крали их оленей, похищали женщин и брали в плен детей, делая их своими рабами; с ними они были особенно жестоки и часто их пытали. Они сражались в доспехах из моржовой кожи с костяными пластинами на груди, использовали стрелы и копья с костяными наконечниками, а иногда и примитивные железные ножи. Попав в плен, они не смирялись, а убивали себя. Среди северных народов чукчи были самыми свирепыми и жестокими — русские завоеватели называли их «северными черкесами». Как и у воинственных горцев, военная подготовка чукчей начиналась в раннем возрасте и проходила в суровых условиях.

Первые контакты чукчей с русскими промышленниками и моряками относятся к середине XVII века. В 1648 году во время своей масштабной экспедиции казаки во главе с атаманом Семеном Дежневым столкнулись с чукчами. После серии кораблекрушений они миновали самую восточную точку Евразии — Большой Каменный Нос, как впоследствии назвал ее Дежнев. Они начали торговать с людьми чукотского лидера Ермачина. Но все это, естественно, кончилось военным конфликтом — казаки понесли огромные потери и были вынуждены отступить. Чтобы отомстить местным жителям, в следующем году двинулись две военные экспедиции, но чукотские пустоши сыграли свою роль: кочевников в тундре просто не найти. Казаки, в отличие от постоянно перемещающихся чукчей, — оседлый народ.

Они разбивали лагеря, строили крепости, запасались едой и оружием. Начали строить крепости на Чукотке, чтобы подчинить непокорный народ. Главной крепостью был Анадырский острог, основанный Дежневым. Но русское правительство было занято другими войнами и не могло отправить большие отряды. Деревянные крепости чаще всего защищали всего несколько десятков человек. Конечно, у них было огнестрельное оружие, но только бдительность охранников могла в конечном итоге защитить их от внезапных атак бесстрашных чукчей.

Другие северные народы, издавна враждовавшие с чукчами, не только платили русским ясак, но и становились их союзниками. Но, несмотря на это, казачьи отряды не могли справиться с воинственными рыбаками. На практике установить мир было абсолютно невозможно. Более того, чукотские племена существовали независимо друг от друга, очень редко объединяясь — даже для противостояния колонизаторам.

В ХVIII веке российское правительство — теперь императорское, а не царское — обратило больше внимания на то, что происходит на дальневосточных землях. Существование мятежного народа на восточных границах Российской империи было для Петербурга крайне неприемлемо: нельзя было оставлять врагов позади себя, пытаясь добраться до Тихого океана. В 1727 году власти Петербурга объявили о завоевательном походе на Дальний Восток. Спустя два года сенат направил на Чукотку большой военный отряд. Цель экспедиции была понятна: непокорных чукчей нужно было покорить и заставить платить ясак.

Против малонаселенного Севера в Анадырском остроге сосредоточилась немалая военная сила — 400 вооруженных солдат. Гарнизон был верен якутскому казаку Василию Шестакову. Войсками командовал тобольский драгунский майор Дмитрий Павлуцкий. По дороге они поссорились — Павлуцкий отказался подчиняться казаку Шестакову, и Шестаков отделился с отрядом из двух дюжин казаков и отправился защищать союзные племена от набегов чукчей. В крупной битве с чукчами на реке Егаче (ныне река Шестакова) он был убит. Власть России над Севером в то время во многом основывалась на силе казачьего оружия, и смерть великого русского военачальника могла поколебать эту власть. Поэтому Павлуцкий отреагировал так же, как испанские конкистадоры в Центральной Америке: он начал беспощадную военную операцию. Несколько сотен казаков и выходцев из северного племени юкагиров за десять месяцев преодолели более двух тысяч километров, уничтожив почти десятую часть тогдашних чукчей — 1 тысячу 500 человек.

Воинственный народ трижды собирал силы, чтобы отразить атаки войска Павлуцкого, и трижды терпел поражение, несмотря на свое численное превосходство. Железные доспехи защищали русских от стрел чукчей, но никакие доспехи из моржовой кожи и костей не спасали чукчей от русских пуль. Павлуцкий оказался таким страшным врагом, что со временем стал частью чукотского фольклора. Его называли «жестоким убийцей», говорили, что после него никто не остался в живых, что он расчленял женщин и мужчин.

Юкагиры, помогавшие Плавуцкому, чтобы отомстить чукчам за набеги, восхваляли его как героя, «черного медведя», «великого рыцаря и шамана». Однако, проиграв войну, чукчи не сдались. Напротив — они продолжили свои набеги. Поэтому в Петербурге решили, что жестокость — единственная эффективная политика против этого племени, и в 1742 году императрица Елизавета приказала своим солдатам «избавиться ото всех воинственно настроенных чукчей». Тех, кого нельзя было уничтожить, нужно было брать в плен и переселять на земли других племен. Так началась настоящая партизанская война. Павлуцкий продолжил службу на Камчатке, затем в Якутске, а потом вернулся в Анадырский острог. В 1747 году, преследуя очередных чукчей, он попал в засаду и был убит. Империя продолжила посылать карательные отряды, но мир так и не наступал.

Чукчи нападали на племена и воровали животных и продукты, предназначенные для ясака. В 1755 году российские власти поняли, что бессмысленно требовать повиновения от людей, которые даже не понимали, что это такое, но бои продолжились. Лишь в 1763 году командиру Анадырского острога Фридриху Плениснеру удалось убедить Петербург в тщетности войны. Помогли ему в этом цифры: годовое содержание крепости составляло почти 1,4 миллиона рублей, а доход был не более 30 тысяч рублей. С открытием морского пути на Дальний Восток и консолидацией русских на Камчатке необходимость жесткого контроля над Чукоткой постепенно отпала. Винтовки убраны, казаки отозваны. Пришло время для переговоров. Овладеть экономически оказалось намного проще, чем с помощью оружия.

Россия начала продавать кочевникам «чудесные товары». В то же время российские дипломаты совершили поездку к вождям чукотских племен, чтобы установить мирное торговое сотрудничество. В 1779 году Екатерина Великая официально объявила всех чукчей гражданами России. Их обязали платить ясак, но… ровно столько, сколько они решат. Фактически они вообще не платили налоги. И так полтора века. Согласно русским источникам, в конце XIX века, спустя сто лет после включения чукчей в состав империи, они продолжали жить по заветам предков, по собственным законам и обычаям. В начале ХХ века большинство из них даже не подозревало, что у них есть российское гражданство. Даже при советской власти чукчи сохраняли свое особое место на русских землях.

Обсудить
Рекомендуем