Украина старается координировать с Евросоюзом свои действия в отношении минского режима, однако, введение секторальных санкций представляло бы для украинской экономики опасность, полагает эксперт Польского института международных отношений (PISM) Мачей Заневич (Maciej Zaniewicz).
«На Украине разворачивается дискуссия о санкциях в отношении Белоруссии. Ранее, когда ЕС предпринял шаги в связи с перехватом самолета компании „Райанэйр", Киев отреагировал очень быстро, закрыв свое воздушное пространство для белорусских самолетов и приостановив полеты в Белоруссию. Экономические потери в данном случае можно было назвать „терпимыми". Сейчас ситуация выглядит несколько иначе, поскольку несмотря на сложную политическую обстановку Белоруссия остается для Украины важным экономическим партнером.
Дело даже не в самом объеме товарооборота, хотя в прошлом году он составил почти 4,5 миллиарда долларов, а в его структуре. Украина импортирует из Белоруссии главным образом топливо и нефтепродукты (на сумму в 1,5 миллиарда долларов), а также удобрения. Из Белоруссии поступает примерно половина закупаемых украинцами нефтепродуктов и 90% калиевых удобрений. Однако самое важное — это бензин и дизельное топливо, в данном случае доля белорусской продукции на украинском рынке — это 40% и 30% соответственно. Начать закупки в других странах можно, но понадобится полностью реорганизовать логистические процессы. Украине пришлось бы использовать порты на юге, но их мощности ограничены», — объясняет Мачей Заневич.
«Это повлечет за собой рост цен, а, возможно, даже перебои в поставках. Так что в настоящий момент, вводя санкции, связанные с поставкой топлива, Украина навредила бы сама себе. Аналогично выглядит ситуация с удобрениями или битумом, который нужен для строительства асфальтовых дорог. В этой области украинцы сильно зависит от Белоруссии, а найти новый источник поставок сложно. Введение эмбарго на белорусский битум привело бы к ограничениям в сфере дорожного строительства, которое сейчас выступает важным элементом украинской антикризисной политики: пришлось бы сократить масштабную программу по ремонту дорог, а вместо асфальтового в некоторых местах использовать бетонное покрытие», — рассказывает эксперт.
Заневич считает маловероятным присоединение Украины к секторальным санкциям ЕС. «Введение ограничительных мер в отношении Белоруссии запустит цепочку событий, которые обойдутся Украине очень дорого. Правда, о возможности такого шага говорилось, журналисты задали Совету национальной безопасности и обороны Украины вопрос, собирается ли Киев прибегнуть к санкциям. Ответа пока нет, но я бы рискнул предположить, что вероятность введения мер, связанных с поставками нефтепродуктов, невелика», — говорит он.
«Также идет дискуссия о том, какими последствиями обернется введение санкций для самой Белоруссии, ведь поставка нефтепродуктов на Украину имеет для нее большое экономическое значение. Звучат мнения, что вводить санкции не следует, поскольку они послужат усугублению экономического кризиса в Белоруссии, а в итоге подтолкнут Лукашенко в объятия Путина. Этого Украина опасается, поскольку усиление российских влияний (прежде всего военных) в белорусском государстве негативно отразится на украинской безопасности. Впрочем, Киев на протяжении многих лет проводил политику поддержки торговли с Белоруссией, чтобы позволить той диверсифицировать экономику. Связи между этими странами, даже в сфере оборонной промышленности, очень важны, поэтому нынешняя ситуация выглядит для Киева неудобной», — заключает Заневич.