Меркель довелось за ее карьеру провести уже три «ознакомительных» визита к американским президентам, только что выигравшим выборы. Так она посещала Джорджа Буша-младшего, Барака Обаму и Дональда Трампа. Джо Байден — уже четвертый на её политическом веку. В западных демократиях ведущие политики «изнашиваются» быстро: их политических век недолог. Но Меркель в этом плане стала исключением. Для многих на международной сцене фигура Меркель стала как бы само собой разумеющейся частью инвентаря глобальной политики. С течением времени этот «универсальный инструмент» несколько затупился, но все же его воспринимают как необходимый просто потому, что он «всегда был под рукой».
В годы правления Трампа Меркель стала чем-то вроде иконы для американских левых, многие тогда видели именно в ней реального лидера того, что пишется с заглавной буквы — Свободного мира. Происходило это скорее от ненависти к Трампу, чем от реалистичной оценки немецкой фрау-канцлерин. Тем не менее ей приписывали правильные политические инстинкты, особенно в том, что касается свободы и демократии. Так, она раньше всех поняла, что Россия при Владимире Путине скатывается к авторитаризму. Тем не менее позиция Меркель по двум темам показывает, что она не всегда была в первых рядах борцов за свободу. И это при том, что она при помощи Барака Обамы получила медаль «За борьбу за свободу» от Конгресса США.
Эти темы — это «Северный поток — 2» и Украина. Именно они показали, что порой демократические инстинкты отказывают Меркель — и самым явным образом. При Меркель Германия, с одной стороны, согласившись на «Северный поток — 2», дала России в руки мощное средство вымогательства в отношении Украины, что было важной стратегической победой для Москвы. С другой, Берлин отказался продавать Украине оружие — то самое оружие, которым Украина могла бы защитить свою территорию от российских атак.
Это не действия лидера свободного мира. Это действия, которые свидетельствуют скорее об ужасающем недостатке стратегического мышления. И это в то же время болезненный срыв в моральном плане. Оказывается, самая могущественная страна Европы не хочет помочь самой молодой демократии Европы [Украине] защитить себя, когда на последнюю давит Москва.
Политика Берлина в отношении Китая была также основана на чем угодно, но только не высоких моральных ценностях. Повсюду на Западе люди знают: Китай не только вырос в новую угрозу, но и сам поставил себя в положение системной конкуренции с Западом. Поэтому Джо Байден пытается собрать воедино против Китая силы сопротивления Западаи подвигнуть их к общим действиям против Китая. А Германии не приходит на ум ничего лучшего, нежели пробивать выгодное Китаю и оспариваемое в Европе инвестиционное соглашение через руководящие органы ЕС. Германия еще и дает Китаю ввести себя в заблуждение насчет культурного геноцида КНР против уйгуров.
Так что титул «Лидер свободного мира» всегда был для Меркель как минимум на один номер великоват. Временное присуждение ей этого титула стало скорее выражением вакуума лидерства, который возник во время правления в Америке Трампа и на какое-то время остался. Так что когда в четверг госпожда канцлер встретится с Байденом, обеим сторонам стоит радоваться: они возвращаются к своим старым ролям. Байден вновь позиционирует США как ведущую державу Запада. Он сколачивает вместе, как кузнец, альянс демократий, чтобы остановить продолжающееся уже полтора десятилетия отступление демократий во всем мире. И Германии стоит проститься со своими чрезмерными ожиданиями насчет собственной ведущей роли на Западе. Незадолго до того, как покинуть свой пост, Меркель опять «сдувается» как политик до нормальных размеров.