La Croix: Как европейская еврейская община приспособилась к пандемии?
Раввин Пинхас Гольдшмидт: Мы очень гордимся тем, что сделали раввины. В некоторых странах, где правительства не торопились с действиями, они опередили их, закрывая синагоги по собственному решению. Европейское видение позволило нас сделать это, так как раввины видели, что происходило с их соседями.
Для нас очень важна общественная жизнь, и технологии нам очень помогли. Кроме того, цифровые технологии позволили охватить людей, которые обычно не ходят в синагогу. Тем не менее, по еврейскому закону нельзя совершать субботнюю молитву в Zoom или еще где-то, поэтому нам пришлось проявить изобретательность: некоторые раввины проводили службы снаружи, что часто было высоко оценено за их неформальный характер.
— Продолжает ли европейская еврейская община находится под угрозой?
— По всей Европе она сталкивается с двойной проблемой: проблема физической безопасности людей, которой угрожает растущий антисемитизм, и проблема принятия законов, затрагивающих свободу вероисповедания во все большем числе стран.
Обычно эти законы не предназначены для нас, но евреи могут стать побочными жертвами. Проблема, на мой взгляд, в том, что некоторые не понимают, что такое свобода вероисповедания: способность полностью не соглашаться с вероисповеданиями некоторых людей, но позволять им исповедоваться.
Что касается физической безопасности, то, на мой взгляд, этот вопрос остро стоит во Франции, гораздо больше, чем где-либо в Европе. Я понимаю, что теперь различные полицейские службы в вашей стране работают слаженно, но, прежде всего, нужно проникнуть в очаги радикализации, чтобы избежать нападений. Тем более, что недавняя история еще раз показала нам, что теракты, первыми жертвами которых являются евреи, со временем распространяются на другие слои общества.
— Какие отношения складываются у еврейской общины с государствами и другими религиями на европейском уровне?
— В целом нужно отметить хорошие отношения с разными странами. В моей стране, России, складываются хорошие отношения. У нас в есть проблемы в Польше с властями, которые хотят изменить историю.
Что касается отношений с католиками, то они отличные. Я хорошо знаю некоторых кардиналов, и всякий раз, когда у нас возникает проблема, Церковь немедленно поддерживает нас. Мы благодарим католиков, потому что так было не всегда. Что касается Папы Франциска, то он друг еврейской общины. По поводу отношений с мусульманами мы создали дискуссионный форум и работаем вместе. Особенно значимый обмен мнениями ведется на местном уровне.