Посвященные Турции слушания в комитете Сената США по международным отношениям во время последнего праздника Курбан-байрам были весьма информативными с точки зрения возможности понимания представления о ходе отношений с США как в американской администрации, так и в конгрессе.
Заседание было также важным для отслеживания следов встречи президентов Турции и США Реджепа Тайипа Эрдогана и Джо Байдена, состоявшейся на полях саммита НАТО в Брюсселе в прошлом месяце.
Американскую администрацию на этих слушаниях представляла заместитель государственного секретаря по политическим вопросам Виктория Нуланд (Victoria Nuland). Участие большого количества сенаторов в заседании, чрезвычайно подробные вопросы показывают, что турецкое досье внимательно и серьезно отслеживается в сенате.
Судя по заявлениям Нуланд, администрация Байдена пытается развивать отношения с Турцией, которые приобрели очень сложную структуру, разделяя вопросы повестки дня на три отдельные категории.
В первую группу входят направления, по которым две страны разделяют общие взгляды и хорошо сотрудничают, следуя одной политической линии. Во второй группе — вопросы, на которые две страны смотрят с разных точек зрения, но пытаются устранить расхождения во взглядах между ними. А к третьей группе относятся проблемы, по которым у США глубокие разногласия с турецким правительством.
Кроме того, Нуланд отдельно подробным образом перечисляет критику и ожидания администрации Байдена, связанные с проблемами в области демократии и прав человека в Турции.
Вклад Турции в Кабуле будет иметь жизненно важное значение
В первой категории, где имеет место тесное сотрудничество, на первом месте стоит НАТО. Нуланд говорит, что Турция внесла очень важный вклад в миссии НАТО в разных частях мира. Также в рамках позитивной повестки дня оценивается и экономическое сотрудничество, в котором объем двусторонней торговли превышает 20 миллиардов долларов. Особый акцент делается на расширении сотрудничества в области энергетики и сжиженного природного газа (СПГ).
В число приоритетов, разделяемых двумя странами, представительница Госдепартамента США включает темы борьбы с терроризмом и сдерживания нежелательного влияния России и Ирана на Ближнем Востоке. Еще одним общим знаменателем Нуланд называет поддержку Турцией территориальной целостности Украины и Грузии, а также их вступление в НАТО. Из этого заявления можно сделать вывод, что вопросы, связанные с Черным морем, сблизили Турцию и США.
Нуланд объясняет, что вклад Турции в обеспечение безопасности аэропорта в столице Афганистана Кабуле будет «жизненно важным». Благодаря вкладу Турции, по ее словам, США и их партнеры смогут сохранить сильное дипломатическое присутствие в афганской столице.
Еще одно заявление Нуланд, которое следует подчеркнуть: присутствие Турции на северо-западе Сирии защитило четыре миллиона сирийцев от того, чтобы стать мишенью режима Асада. Эти слова следует рассматривать как выражение США решительной поддержки военного присутствия Турции в зоне, простирающейся от Идлиба до района операции «Щит Евфрата». Американская чиновница также отмечает, что присутствие Турции в Сирии предотвращает новую гуманитарную катастрофу, а в этой связи новую волну миграции на турецкие территории и в Европу.
Турция и Россия одновременно выведут наемников
Ливия в заявлениях Нуланд выступает как направление, требующее переговоров по теме вывода иностранных военных, хотя между двумя странами существует согласие относительно конечной политической цели. Здесь есть интересная фраза: «И Турция, и Россия заявили на самом высоком уровне, что они поддержат вывод наемников, но будут действовать в тандеме (последовательно, одновременно). Мы говорим с представителем ООН по Ливии Кубишем (Kubis) о том, каким может быть синхронный вывод».
Из этого заявления мы понимаем, что элементы Свободной сирийской армии, находящиеся в Ливии под контролем Турции, и российская «Группа Вагнера» могут синхронизированно уйти из этой страны в предстоящий период.
Между тем заместитель госсекретаря США также говорит, что США решительно призывают Турцию избегать действий и региональных конфликтов, которые поставят под угрозу долгосрочную стабильность. Нуланд отмечает: «Мы хотим, чтобы власти Турции урегулировали разногласия в регионе путем дипломатии, а не провокационных действий или риторики», — а также напоминает комитету, что США осуждают заявления президента Эрдогана относительно открытия некоторых частей Мараша (турецкое название Вароши — прим. пер.) на Кипре.
Мы предлагаем Турции пути выхода по С-400
Наиболее принципиальное расхождение во мнениях, как и следовало ожидать, проявляется по теме С-400. «Президент Байден был очень открыт с президентом Эрдоганом. Мы продолжаем выступать против покупки и развертывания Турцией российских систем противовоздушной обороны С-400. Мы также ясно дали понять, что новые закупки оружия у России повлекут за собой дополнительные санкции в рамках CAATSA», — говорит Нуланд.
Нуланд также отмечает, что она «не понимает», как член НАТО может так рисковать своими интересами с точки зрения безопасности и экономики, покупая эту систему у России. «Как и в ходе последнего контакта на высшем уровне, мы продолжаем предлагать им разные пути выхода. Наши переговоры на эту тему будут продолжаться», — подчеркивает Нуланд.
Из этого заявления становится понятно, что некоторые предложения США по преодолению проблемы С-400 уже находятся на рассмотрении.
«Мы должны укрепить место Турции в трансатлантической семье»
Примечательная часть заседания в формате «вопрос — ответ» была связана с вопросами сенатора-республиканца от штата Юта и бывшего кандидата в президенты от Республиканской партии Митта Ромни (Mitt Romney). Ромни задает вопросы относительно мотивов покупки президентом Эрдоганом С-400 у России: «Есть ли вероятность того, что это шаг, сделанный Эрдоганом, чтобы сблизиться с Россией? Как бы вы охарактеризовали отношения между Эрдоганом и Путиным? Они близки? Сотрудничают? Эрдоган надеется играть США и ЕС против России? Или он действительно активно движется в этом направлении?»
Следующий ответ Нуланд важен, поскольку он показывает, как США рассматривают сближение Турции и России с точки зрения своих интересов: «Наши интересы ясны. И они состоят в следующем: максимально укрепить место Турции и турецкого народа в трансатлантической семье и семье НАТО вместе с нами, а также предотвратить углубление сотрудничества и зависимости, особенно с Россией, в области безопасности, энергетики и любой другой области, которая будет способствовать этому… За время правления прошлой администрации отношения между Турцией и Россией значительно углубились. Это началось в Сирии и распространилось на другие области. На мой взгляд, я не могу говорить от имени турок, но я чувствую, что в Анкаре есть некоторое сожаление покупателя (клиента) по поводу этих отношений…»
Заместитель госсекретаря США также поясняет, что на данном этапе между Турцией и Россией возникли проблемы в Карабахе и что две страны столкнулись друг с другом в Ливии.
В конце этих заявлений Нуланд говорит: «Я думаю, что здесь есть возможность, если мы продолжим диалог с нашими турецкими союзниками с целью вернуть их, чтобы они стали ближе к нам. Но у нас много работы».
В заявлениях Виктории Нуланд мы видим, что идея удержания Турции в западном лагере против России является доминирующей.
Мы продолжим оценивать ее высказывания.