В России школы всегда открываются 1 сентября, будь то будни или выходные, и этот день отмечается как праздник.
Так же было и в среду, 1 сентября 2004 года, в городе Беслан Северной Осетии в составе России. Дети и их родители, пребывая в радостном волнении от начала нового учебного года, поспешили в школу. Разумеется, им и в голову не приходило, что они могут стать жертвами самого безжалостного террористического акта в мире.
Сразу после первого школьного звонка около 30 внезапно появившихся вооруженных чеченцев взяли в заложники учеников, учителей, родителей, собрав их в спортивном зале школы. По количеству заложников это был один из крупнейших террористических актов в России: в руках террористов оказались более 1100 человек, преимущественно дети. Но мир поистине потрясло то, что террористы на этот раз выбрали мишенью детей начальных классов. Либо террористы использовались кем-то, либо чеченское движение за независимость было настолько загнано в угол, что билось в конвульсиях отчаяния. Однако это был ужасный беспощадный теракт со всех точек зрения, который не мог не нанести большой вред чеченскому движению, завоевавшему симпатии значительной части международной общественности, и он нанес такой вред. Некоторые даже утверждали, что за терактом стояли российские спецслужбы, поскольку в нем не было никакого смысла.
Террористы, требовавшие прекращения войны в Чечне, вывода российских войск и окончания операций федеральных сил, обращались с заложниками крайне плохо, не обеспечивали их водой и продуктами питания, и некоторым, как утверждается, даже приходилось пить собственную мочу.
На третий день захвата школы, а именно — 3 сентября 2004 года, в полуденное время, спустя несколько минут после того как спасательные бригады вошли в школу, чтобы эвакуировать тела погибших в первый день теракта, прогремели два взрыва через короткий интервал времени, и настал сущий ад. Спортивный зал загорелся, при этом отряды специального назначения, которые три дня держали здание в окружении, открыли залповый огонь. Осетинская полиция пыталась остановить своих коллег, но безуспешно, ситуация вышла из-под контроля, повсюду были горы трупов.
Итоги были ужасающими: 312 человек, в основном дети, погибли, а количество раненых составило около 780 человек.
И вот один из сотен детей, взятых в заложники в тот день, Артур Найфонов спустя ровно 17 лет после массового убийства, в четверг, 5 августа, поднялся на пьедестал на Олимпийских играх в Токио. Борец вольного стиля Найфонов, выступавший в весовой категории до 86 килограммов, завоевал бронзовую медаль, представляя Россию.
Тренер Найфонова Тотраз Арчегов в заявлении, опубликованном в российских СМИ, говорит: «Артур и Сабина потеряли мать, но благодаря ей они смогли выйти из школы живыми».
По словам Арчегова, Найфонов, как и большинство других кавказских молодых людей, увлекся борьбой в юном возрасте. В 20 лет Найфонов стал чемпионом России, в 2019 году одержал победу на чемпионате мира (Найфонов является бронзовым призером чемпионата мира 2019 года — прим. пер.), а также трижды завоевал титул чемпиона Европы.
Став третьим на Олимпийских играх в Токио, Найфонов в заявлении для журналистов сказал: «Есть ли радость от бронзы? Конечно, не такая, как бывает от золота. Тем не менее не каждый день получаешь медаль олимпийской пробы. Я не стал чемпионом, но это не трагедия. Я еще молодой, все еще получится».
Между тем пользователь Твиттера Нил Хауэр (Neil Hauer), написавший о победе Найфонова в своем аккаунте, отметил, что Заурбек Сидаков, который был одноклассником Найфонова в Беслане, но не был в числе заложников, поскольку не пошел в школу в тот день, завоевал золотую медаль в Токио в весовой категории до 74 килограммов.