«Не надо ждать, пока станет слишком поздно, — сказал в четверг репортерам официальный представитель Пентагона Джон Кирби (John Kirby), объясняя внезапное решение об отправке дополнительных сил для обеспечения безопасного вывоза американцев, которые могут очутиться в западне на завершающем этапе этой жестокой войны. — Мы поступаем правильно и своевременно, защищая наших людей».
Президенту Байдену, который надеялся на организованный и упорядоченный уход США из Афганистана, хаос в Кабуле напоминает падение Сайгона в 1975 году, хотя именно такой развязки он хотел избежать. Неуклонное продвижение талибов* к победе в войне — вопреки обязательствам провести переговоры о передаче власти — вызывает вопрос о том, можно ли верить их обещаниям не допустить создания «Аль-Каидой»* безопасного убежища в Афганистане.
Близкие соратники Байдена говорят, что он проявил «непоколебимость», принимая решение о выводе американских войск, несмотря на стремительное ухудшение ситуации и временное возвращение военных для защиты уезжающих сотрудников посольства. Байден с 2009 года неизменно придерживался мнения о том, что задачи США в Афганистане должны быть ограниченными, как и находящийся там контингент. Став президентом, он без промедлений решил вывести войска, невзирая на возражения министра обороны Ллойда Остина и председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Марка Милли.
Темпы наступления талибов наглядно демонстрируют поразительную динамику этой войны, на которой одна победа подпитывает другую, а также колоссальные психологические последствия решения Байдена вывести американские боевые подразделения без разработки солидного плана по последующей стабилизации страны. Самой большой неожиданностью для Байдена и прочих высокопоставленных руководителей стало то, что афганская армия не добивается почти никаких успехов на поле боя после объявления президента об уходе США.
Кое-кто утверждает, что Байдену после вступления в должность нужно было оставить в Афганистане находившихся там 2 500 военнослужащих. Но представители администрации возражают им, заявляя, что сохранить статус-кво с таким малочисленным воинским контингентом было бы невозможно. «Талибан»* обязательно возобновил бы атаки на американские войска, заставив Соединенные Штаты увеличить их численность и начать очередной бесплодный цикл этой бесконечной войны.
Талибы активизировали свою кампанию неделю тому назад, одну за другой захватывая столицы провинций, которые падают как кости домино, и весьма изощренно ведя боевые действия. Они быстро продвинулись на север, зная, что этот регион породил Северный альянс под предводительством Ахмада Шаха Массуда, который в 2001 году лишил «Талибан» власти. Талибы задействуют в боях собственную версию спецназа, получившую название «красных отрядов», которые взламывают оборону правительственных войск. Когда талибы захватывают столицы провинций, такие как Кундуз, они выпускают на свободу находящихся там заключенных, которые усиливают их боевые формирования.
Талибы также контролируют главные пути выезда из страны, захватив в последние дни более половины из 14 пограничных пропускных пунктов. Ощущение того, что они оказались в западне, может усилить панику среди мирных жителей Афганистана. Администрация Байдена обещала помочь вывезти тех афганцев, которые работали с американскими военными, и это стало еще одной причиной для отправки дополнительных войск. Но в условиях такого хаоса выполнить данные обещания будет трудно.
Впереди нас ждет битва за Кабул. Это будет кровопролитное столкновение, и Байден старается спасти от него как можно больше американцев. Талибы, почти полностью захватившие подходы к столице, могут отложить завершающее сражение.
Американское руководство надеется, что талибов удержит от решительных действий предостережение, сделанное на этой неделе соседями Афганистана — Пакистаном, Россией, Китаем и Турцией, которые заявили, что не признают правительство «Талибана», если боевики захватят власть силой. Дипломатическое давление — это хорошо, но оно запоздало и кажется весьма ограниченным. Многие ключевые страны начинают злорадствовать, смакуя трудности Америки вместо того, чтобы задуматься над собственными трудностями, которые ждут их в будущем.
Несмотря на все военные успехи, талибам будет трудно проглотить Афганистан. После ввода американских войск в 2001 году в Афганистане формируется все более урбанистическое и современное общество. Силы талибов насчитывают всего 80 000 человек, в то время как население Афганистана составляет почти 39 миллионов. Тем миллионам афганских женщин, которые последние 20 лет ходили в школу, учились в вузах и жили во все более свободной стране, перспектива возвращения талибов к власти кажется особенно мрачной.
На бумаге афганская армия почти в четыре раза больше формирований «Талибана». Но как пишет Картер Малкасян (Carter Malkasian) в своей великолепной новой книге «Американская война в Афганистане» (The American War in Afghanistan), «талибы служат примером того, что вдохновляет, того, что делает их сильным в бою, того, что значит быть афганцем».
На этой неделе история Афганистана пишется кровью.
_______________________________________
* террористические организации, запрещенные в России (прим. ИноСМИ)