La Vanguardia (Испания): как Pepsi с легкой руки СССР стала военной силой?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор вспоминает историю появления заводов Pepsi в Советском Союзе и дает характеристику человеку, который в условиях жесткого противостояния США и СССР все-таки добился соглашения о производстве на советской территории одного из знаковых американских напитков. В статье приводятся и условия этого соглашения.

Летом 1959 года в мире царил ужасный холод. Мы говорим о геополитике. Отношения между Соединенными Штатами и Советским Союзом переживали длительный и известный период напряженности, который через несколько лет, с началом Карибского кризиса, поставит планету на грань пропасти. Между тем в то последнее лето 50-х годов и президент Дуайт Эйзенхауэр, и первый секретарь Никита Хрущев поставили на определенную «оттепель», чтобы упрочить «мирное сосуществование», так говорили в те времена.

Наиболее странным результатом этой общей авантюры по снижению напряженности стало появление в СССР Pepsi в обмен на 17 подлодок, крейсер, фрегат и эсминец по сходной цене. Соглашение задержалось на 13 лет, то есть до 1972 года, когда страны возглавляли уже Брежнев и Никсон. Настоящим чудом было то, что переговоры шли и после того, как Советы сбили американский самолет разведчик U2 в 1960 году. Выдержали они и попытку вторжения на Кубу со стороны Соединенных Штатов в 1961 году, и роковой Карибский кризис в 1962 году.

Альянс возник, очевидным образом, случайно — благодаря, несомненно, живости и настойчивости генерального директора компании Дональда Кендалла (Donald Kendall). Это был хитрый и в равной степени страшный человек, которому приписывают план по свержению Сальвадора Альенде (Salvador Allende) с поста президента Чили.

Странное соглашение родилось конкретно 24 июля 1959 года во время Американской национальной выставки, которую правительство США организовало в парке «Сокольники» в Москве в качестве части своего дружественного торгового наступления в стане врага. В качестве своего представителя Эйзенхауэр отправил на выставку вице-президента Ричарда Никсона, которого Хрущев принял со всей любезностью.

Во время приема Кендалл увидел, что советский лидер весь взмок, и поспешил предложить ему стаканчик Pepsi. Это было подобно разорвавшейся бомбе. Ну или хотя бы искорке, которую Coca-cola хотела бы заполучить себе. Фотография Хрущева, пьющего один из знаковых напитков империи янки (а делал он это под внимательным взглядом вице-президента Никсона и председателя президиума Климента Ворошилова), перевернула ледяную планету, положив начало такой необычной дружбе.

Когда с опозданием на 14 лет соглашение об открытии производства Pepsi на советской территории наконец сдвинулось с места, появилась проблема обмена между долларами и рублями из-за ограничения, введенного СССР на обращение советской валюты в мире. Решение? Бартер.

В обмен на строительство в СССР десятка заводов Pepsi (в итоге их построили 20), компания получила право распространять знаменитую русскую водку «Столичная» на территории США. Стороны договорились о равном объеме производства и сбыта: литр газированного американского напитка на каждый литр русского алкоголя.

Первый завод построили в Новосибирске (так в оригинале статьи. На самом деле первый завод Pepsi на территории СССР построили в Новороссийске — прим.ред.). Кендалл заверил, что речь идет о «лучшем и самом современном заводе Pepsi в мире». Успех был ошеломляющим. Согласно свидетельствам того времени, тысячи советских граждан приезжали в Новосибирск, чтобы провести отпуск на побережье Черного моря и выпить пару глотков Pepsi. В дальнейшем производство газированной манны открыли в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Таллине, Алма-Аты и Сухуми.

Из-за экономического кризиса в СССР в 80-х годах потенциал производства водки сократился настолько, что выполнять равное торговое соглашение уже было невозможно. Согласно некоторым источникам, к проблемам с поставками также прибавилось значительное нежелание американцев употреблять советскую продукцию после вторжения СССР в Афганистан (началось в 1979 году и закончилось в 1989 году). Кроме того, срок торгового соглашения истекал в 1989 году. Однако в Москве хотели продлить отношения и не разочаровывать (еще больше) население.

Именно тогда в Москве родилась идея предложить Pepsi 17 военных подлодок всего по 150 тысяч долларов за каждую (в сумме меньше трех миллионов), а также крейсер, фрегат и эсминец. Транснациональная компания предложение приняла и вскоре продала эту флотилию шведской компании на условиях, что та будет превращена в металлолом. Однако несмотря на это на короткий промежуток времени Pepsi стала военной силой. Кендалл отпустил шутку на эту тему в разговоре с советником по национальной безопасности США Брентом Скоукрофтом (Brent Scowcroft). «Мы разоружаем Советский Союз быстрее, чем вы», — сказал он. В результате сделки американская компания получила 300 миллионов долларов.

Появление Pepsi в СССР стало освежающим предвосхищением падения железного занавеса, а вместе с этим и возвращения капитализма на земли матушки России. Предшественником всего этого стала также первая платная реклама на советском общественном телевидении: рекламный видеоролик газированного напитка с Майклом Джексоном в главной роли. Музыка, пузырьки и хорошая атмосфера для победы над соперником в том, что касается эмоций, культуры, чувств и… потребления.

Обсудить
Рекомендуем