Прошло уже 12 лет с момента возникновения биткоина, а правительства многих стран до сих пор продолжают бороться с криптовалютами. Британия запретила криптобиржу, а регулирующие органы Европейского союза хотят, чтобы все транзакции были легко отслеживаемыми. Совсем недавно глава комиссии по Ценным бумагам и Биржам США Гари Генслер (Gary Gansler) заявил: «на рынке криптовалют процветает мошенничество и злоупотребления» и призвал Конгресс предоставить Агентству новые полномочия по регулированию. А с каждым новым словом главы этой комиссии цена биткоина — крупнейшей криптовалюты на сегодня — буквально скакала.
Совершенно очевидно, замечают эксперты, что правительства обязаны бороться с мошенничеством, уклонением от уплаты налогов и отмыванием денег, которыми наполнен мир криптовалют. При этом они подмечают, что полиция в последнее время стала одержима в конфискации биткойнов. Но самая сложная задача — это понять, угрожают ли криптовалюты финансовой системе. Стресс тесты, проводимые экспертами The Economist, демонстрируют, что в случае, если биткоин рухнет, его держатели потеряют сотни миллиардов долларов, однако этот обвал будет управляемым. По мнению издания, существует еще одна опасность — наличие особого вида криптовалют, стоимость которых привязана к традиционным деньгам.
Обещания стабильности, замечают эксперты, часто приводят к финансовому кризису. Банки предлагают депозиты, которые погашаются по требованию и не связаны с риском, однако те, которые обеспечены долгосрочными, менее ликвидными и более рискованными активами, уязвимы. Это же касается и обычных денег. Крупнейшая компания, Tether, выпустила токены на 62 миллиарда долларов, которые, как заверяют в компании, можно обменять по доллару за единицу. Согласно официальному заявлению компании Tether, из активов, поддерживающих токены, в марте только 5% составляли наличные деньги или казначейские векселя. Компания заявила, что «полностью обеспечена резервами» и в ближайшее время обновит данные.
Эксперты замечают, что большинство активов были рискованными, и половина из них — это коммерческие бумаги. Финансовый рост с 14 миллиардов долларов в августе 2020 года до 100 миллиардов долларов на сегодняшний день подготовил для них благоприятные финансовые условия. Согласно проведенному JPMorgan Chase анализу информации, которую раскрыла Tether, компания владеет коммерческими бумагами на сумму более 30 миллиардов долларов, что может позиционировать её на седьмое место в ряду таких крупнейших инвестиционных фондов, как Vanguard и BlackRock. Однако с потерей хотя бы 0,26 % подушки безопасности, которую регуляторы никогда бы не допустили для банков, Tether будет попросту не в состоянии выполнить все свои обязательства.
Неудивительно, замечают британские эксперты, что Гари Генслер называет криптовалюты Диком Западом. Некоторые политики сравнивают их с периодом «свободного банковского дела», когда в XIX веке в американской экономике циркулировали банкноты, выпущенные частными лицами с неопределенной поддержкой и стоимостью. Однако правильнее, считают авторы статьи, проводить сравнение с фондами денежного рынка, которые были созданы в 1970-х годах с целью обойти правила, ограничивающие проценты, которые банки могли выплачивать вкладчикам. Пообещав поддерживать стоимость своих акций на уровне доллара, фонды денежного рынка взорвались в 2008 году во время мирового финансового кризиса. Американские налогоплательщики вмешались, чтобы предотвратить распродажу своих активов и обвал на рынке коммерческих бумаг, от которых зависит реальная экономика. Коллапс, считают британские эксперты, со стабильными криптовалютами может стать похожим, поэтому регулирующие органы должны действовать быстро, чтобы подчинить работу криптовалют банковским правилам прозрачности и ликвидности. Те же, кто не будет выполнять эти требования, должен быть отрезан от финансового рынка с целью предотвращения перехода в нерегулируемую крипто-экосистему.
The Economist считает, что политики правы, что бьют тревогу, и если крипторынок продолжит рост, правительствам придется действовать быстрее, чтобы сдерживать риски.
Эксперты резюмируют: может возникнуть соблазн запретить криптовалюту, особенно если центральные банки запустят свои собственные цифровые валюты так же, как частные банкноты были заменены правительственными монополиями на наличность. Однако вполне возможно, что регулируемые стабильные криптовалюты частного сектора в конечном итоге принесут преимущества, такие как упрощение международных платежей или возможность самостоятельного выполнения «умных контрактов». Регулирующие органы должны разрешать деятельность, цель которой отнюдь не уклонение от финансовых правил.
Прежде всего регуляторы должны предотвратить риски, с которыми мир слишком хорошо знаком.