Tekniikka&Talous (Финляндия): атомный ледокол «Ленин» был самым мощным для своего времени

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Финский журналист подробно рассказывает о первом в мире атомном ледоколе «Ленин», который был спущен на воду в 1959 году. В статье приводятся его технические характеристики, история строительства и эксплуатации, сообщается о нынешнем статусе ледокола как музея. Приводятся также факты обо всех атомных ледоколах, построенных в СССР и России.

Символ господства Советского Союза в Арктике, атомный ледокол «Ленин», был первым в мире атомным гражданским надводным судном.

В начале 1960-х годов СССР совершил прорыв в развитии технологий. «Спутник-1» и первый космонавт Юрий Гагарин положили начало космической эре. А для покорения морских просторов советские граждане построили первое в мире атомное гражданское надводное судно — ледокол «Ленин».

С 2005 года ледокол в качестве музейного экспоната стоит на причале мурманского Морского вокзала. На борту судна можно узнать об атомных ледоколах, проходе к арктическим территориям и пропаганде того времени.

Также на ледоколе находится новый арктический научный центр, в котором рассматриваются разные темы — от льда до белых медведей. Центр сотрудничает с музеем Arktikum в финском Рованиеми и с Музеем естествознания в норвежском Тронхейме.

На экскурсии по ледоколу можно посетить, в том числе, столовую для командного состава, турбогенераторное отделение, центр управления ядерной энергетической установкой и ходовой мостик. На ледоколе, напоминающем лабиринт, были роскошные представительские помещения, бассейн, зал для занятий физкультурой и множество кают —экипаж насчитывал 243 человека.

Ледокол был гордостью великой державы. На нем побывали знаменитости и государственные руководители — например, Урхо Кекконен (Urho Kekkonen), Фидель Кастро (Fidel Castro) и вице-президент США Ричард Никсон (Richard Nixon).

Быстрое строительство ледокола в Ленинграде

«Ленин» был построен очень быстро, всего за три года. Строительством занималось больше 500 предприятий на Адмиралтейском заводе в Ленинграде.

Строительство было завершено в 1959 году. Тогда на ледоколе было три ядерных реактора мощностью по 90 МВт каждый. В 1970 году их заменили на два реактора мощностью 171 МВт.

Ядерное топливо меняли каждые три года. Три винта и остальное оборудование работало на электричестве.

«Ленин» с 44 тысячами лошадиных сил был самым мощным ледоколом своего времени. Он мог ломать двухметровый лед.

Благодаря своей мощи и форме корпуса он мог взбираться на лед и раздвигать его своим весом в стороны. Таким образом груды льда не собирались перед ледоколом и под ним.

В 1960-е годы на ледоколе «Ленин» случились две аварии. В 1965 году была обнаружена утечка топлива. Реактор был затоплен в Северном Ледовитом океане, недалеко от Новой Земли.

В 1967 году образовалась течь в системе охлаждения. При починке появились дополнительные повреждения, в связи с чем было принято решение заменить реакторы на новые.

Ледокол «Ленин» вышел из эксплуатации после 30 лет работы, в 1989 году, из-за износа корпусных конструкций. Тогда же начался распад СССР. Ледокол успел пройти по Северному морскому пути 654 тысячи миль.

Монополия атомных ледоколов

Все 11 атомных ледоколов, существующих сейчас в мире, были построены в России или СССР. В 2016 году эксплуатировалось только четыре судна, три были на этапе строительства.

Ледокол «Арктика», построенный следующим после «Ленина» в 1975 году, стал в 1977 году первым судном, достигшим Северного полюса. Ледоколы типа «Арктика» уже имели мощность 75 тысяч лошадиных сил.

Сейчас из эксплуатации выведено три судна: «Ленин», «Арктика» и «Сибирь». Построенный в 1990 году «Советский Союз» с 2006 года стоит в Мурманске. Ледокол «Россия» (1985 год), тоже находится на приколе.

Ледокол «Арктика» планируется разместить в качестве музея в Санкт-Петербурге.

«Сибирь» была отбуксирована на судоремонтный завод уже в 1992 году, после всего лишь 15 лет эксплуатации, из-за неисправности парогенераторов. Утилизация судна началась осенью 2016 года на мурманском судоремонтном заводе «Нерпа». На этом же заводе ремонтируют и утилизируют атомные подлодки Северного флота.

Выведенные из эксплуатации реакторы вывозят на Кольский полуостров в губу Сайда. Там складируются радиоактивные отходы от российских атомных подлодок и примерно 120 реакторов.

На судостроительном заводе в Хельсинки в конце 1980-х годов были собраны каркасы для двух атомных ледоколов поменьше — для провода судов по рекам. «Вайгач» и «Таймыр» были оборудованы реакторами в Санкт-Ленинграде. Они ходят по Енисею.

Туризм к Северному полюсу привлекает туристов

Самый современный ледокол — «50 лет победы» — спущен на воду в 1993 году. Летом он совершает туристические рейсы к Северному полюсу. Две недели путешествия стоят от 30 тысяч евро на человека, и все билеты распродаются.

Атомные суда принадлежат «Росатомфлоту», который входит в государственный концерн «Росатом». Ему также принадлежит лихтеровоз «Севморпуть». Порт приписки ледоколов — Мурманск.

На петербургском «Балтийском заводе» идет строительство трех новых ледоколов, они эффективнее своих предшественников. В их строительстве также принимал участие завод Хельсинки.

Новый ледокол «Арктика» спустили на воду летом 2016 года, новую «Сибирь» — в 2017 году, «Урал» должны ввести в эксплуатацию в 2022 году.

Ледокол «Ленин»

Годы эксплуатации: 1959-1989

Длина: 134 метра

Ширина: 27,6 метра

Водоизмещение: 16 тысяч тонн

Мощность: 44 тысячи лошадиных сил

Экипаж: 243 человека

Обсудить
Рекомендуем