Biznes Alert (Польша): «Северный поток — 2» начнет работать незаконно? Проект еще может оказаться провалом

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На фоне высоких цен на газ в Европе Россия стремится как можно скорее запустить «Северный поток — 2». Однако действия противников этого проекта, поддерживаемые Еврокомиссией, еще могут ему навредить. К процессу сертификации присоединился польский нефтегазовый концерн PGNiG, у которого есть планы ставить палки в колеса проекта.

«Северный поток — 2» начнет работать незаконно?

Письмо депутатов Европейского парламента, адресованное вице-председателю Европейской комиссии Маргрет Вестагер (Margrethe Vestager), содержит призыв расследовать рыночные манипуляции Газпрома, нацеленные на продвижение спорного газопровода «Северный поток — 2». В документе присутствует также более важный, но оставшийся незамеченным пункт о необходимости принять предупредительные меры на случай, если газопровод начнет функционировать незаконно.

«В распоряжении Еврокомиссии есть Статья 8 Постановления 1/2003, которая дает возможность применить временные меры в отношении Газпрома в случае незаконного запуска „Северного потока — 2", а также использовать другие средства, направленные на приведение деятельности концерна в соответствие нормам ЕС по энергетике и конкуренции», — говорится в письме отвечающего за подготовку докладов по России депутата Андрюса Кубилюса (Andrius Kubilius). Свои подписи под обращением поставили парламентарии из разных стран и представители разных сторон политической сцены, в том числе представители Польши: Яцек Сариуш-Вольский (Jacek Saryusz-Wolski), Ежи Бузек (Jerzy Buzek), Марек Белка (Marek Belka), Роберт Бедронь (Robert Biedroń), Адам Белян (Adam Bielan), Витольд Ващиковский (Witold Waszczykowski), Эльжбета Рафальска (Elżbieta Rafalska), Эльжбета Крук (Elżbieta Kruk), Збигнев Кузьмук (Zbigniew Kuźmiuk), Беата Кемпа (Beata Kempa), Анна Залевска (Anna Zalewska), Анджей Халицкий (Andrzej Halicki) и Анна Фотыга (Anna Fotyga).

Восьмая статья Постановления Совета ЕС № 1/2003 касается конкурентного права, защищающего от злоупотреблений, и санкций за его нарушения. Это старое-новое поле для гипотетического судебного разбирательства, ведь Польское Управление по защите конкуренции и прав потребителей, опираясь на европейское законодательство, уже ставило под вопрос соответствие модели финансирования «Северного потока — 2» антимонопольным нормам. Незаконный запуск газопровода мог бы дать повод для дальнейших действий и применения новых мер.

Европарламентарии реагировали на заявления Газпрома о том, что он мог бы начать поставки по «Северному потоку — 2» уже 1 октября. Однако даже сам концерн признает, что это окажется невозможным без сертификации, а та может создать очередные препятствия, о которых уже писал наш портал, а также говорила Еврокомиссия. Ее пресс-секретарь Вивьен Лунела (Vivienne Lunela), которую цитирует Агентство ПРАЙМ, напомнила, что у Федерального сетевого агентства есть четыре месяца на подготовку предварительного текста решения о применении Третьего энергетического пакета в отношении «Северного потока — 2». Когда Еврокомиссия его получит, у нее будет два месяца на ответ, и этот срок может быть продлен, объяснила пресс-секретарь.

Россияне делают все возможное, чтобы ускорить или обойти этот процесс, в том числе шантажируя Старый континент высокими ценами на сырье (за рост которых они сами частично несут ответственность). Российская сторона говорит, что по «Северному потоку — 2» сначала в течение одного-двух месяцев мог бы идти технический газ, необходимый для проведения тестов. Они также рассматривают возможность допуска к мощностям газопровода российской Роснефти, что позволило бы выполнить одно из требований Третьего пакета, касающееся доступа третьих сторон к транспортной инфраструктуре.

В руках юристов остается оружие против «Северного потока — 2»

«Все проекты решений регуляционных органов стран-членов по сертификации оператора транспортной системы в обязательном порядке представляются на оценку Еврокомиссии. Проект решения по сертификации „Северного потока — 2" пока ей не представлен. Дальнейшие действия в этой сфере будут взаимосвязаны с запросом на выдачу заключения. Кроме того, на газопровод „Северный поток — 2" распространяется законодательство отдельных стран (тех, через чьи воды он проходит)», — объясняла, отвечая на вопрос Анны Фотыги еврокомиссар Кадри Симсон (Kadri Simson).

Поставивший свою подпись под письмом Кубилюса представитель немецких «Зеленых» Райнхард Бютикофер (Reinhard Bütikofer) заявил в интервью газете «Цайт», что если Еврокомиссия признает решение немецкого регулятора несоответствующим европейским нормам, «Северный поток — 2» может превратиться в «инвестиционную руину», а поставки не начнутся.

Между тем поляки одержали очередную победу в рамках спора о «Северном потоке — 2». Польский нефтегазовый концерн (PGNiG) допустили к процедуре сертификации оператора этого газопровода в немецких водах. По мнению поляков, компания «Норд Стрим 2 АГ», 100% принадлежащая Газпрому, не будет независимой, а поэтому она не может выступать оператором. Без оператора, в свою очередь, не будет поставок. PGNiG получит возможность наблюдать за процессом и высказывать претензии в отношении его результатов, то есть в случае необходимости оспаривать их в Еврокомиссии или судах на территории ЕС.

На помощь придет принцип энергетической солидарности, получивший подтверждение благодаря другому польскому триумфу: вердикту Суда Европейского союза. Тот постановил, что этот принцип следует распространить в том числе на такие проекты, как ответвление «Северного потока — 1» в Германии (OPAL), которые не должны ущемлять интересы стран-членов. Прецедент можно будет использовать в спорах на тему «Северного потока — 2». Польский нефтегазовый концерн усматривает в нем угрозы для энергетической безопасности.

Следующее препятствие — это действующие санкции США в отношении компаний, желающих застраховать «Северный поток — 2» и провести его техническую сертификацию. Без нее и без страховки он не сможет начать работу. К этим мерам могут добавиться новые, предлагаемые в рамках оборонного бюджета на 2022 год. Комитет по регламенту Палаты представителей конгресса США принял ряд предложений по поправкам в оборонный бюджет, среди которых присутствует рекомендация ввести новые санкции в отношении спорного «Северного потока — 2», призванные заблокировать его запуск. Эти предложения еще должны одобрить Сенат и президент Джо Байден. Поправки Палаты представителей накладывают на него обязанность ввести ограничительные меры в отношении компаний и лиц, физически задействованных в проектировании, строительстве и запуске газопровода. Он достроен, но пока еще не введен в эксплуатацию.

Законодатели также требуют, чтобы Пентагон и Госдепартамент США предоставили доклад на тему финансовой выгоды, которую Кремль может извлечь из «Северного потока — 2», и связанных с ним угроз в сфере безопасности для Украины и членов НАТО. Администрация Джо Байдена будет должна реализовать оборонный бюджет на 2022 год в одобренной парламентом форме. Аналогичным образом появились первые санкции в отношении «Северного потока — 2», обязанность применить которые возложили на Трампа.

Что интересно, предложенный Палатой представителей проект бюджета помимо прочего призывает активизировать сотрудничество США и Украины в области титановой промышленности, а также нарастить присутствие американских вооруженных сил в Польше, Румынии и странах Балтии. Кроме того, он требует от Белого дома принять решение, заслуживают ли 35 российских официальных лиц (среди них — главы Роснефти и Газпрома) персональных санкций. Документ должен утвердить Сенат и подписать президент. Следует напомнить, что действующие американские санкции направлены против компаний, которые решат заняться страхованием или технической сертификацией газопровода.

Если европейцы не уступят под давлением шантажа Газпрома на фоне газового кризиса, поставки по «Северному потоку — 2», сдача которого на два года отстает от графика, начнутся еще не скоро. Он действительно может оказаться «инвестиционной руиной». Если его функционирование удастся вписать в европейские нормы, он не станет источником серьезной опасности в энергетической сфере для Польши и Евросоюза, хотя в любом случае останется экзистенциальной угрозой для Украины.

Обсудить
Рекомендуем