В четверг на этой неделе украинские власти приняли закон, которого олигархи должны испугаться, ведь он запрещает им заниматься политикой и участвовать в дальнейшей приватизации государственного имущества. Я напомню, что эту норму приняли на следующий день после того, как под Киевом было совершено покушение на высокопоставленного советника украинского президента Владимира Зеленского. Сразу понятно, что на Украине сложилась очень напряженная ситуация, которая может привести к новому серьезному повороту.
Конечно, для президента Зеленского ситуация с самого начала чрезвычайно щекотлива. После государственного переворота 2014 года, в результате которого был свергнут президент Виктор Янукович, Украина перешла из российской сферы в западную, но интеграция с Западом так и не произошла, и большой вопрос будет ли она вообще. Разумеется, Зеленский (или кто бы то ни было у власти в Киеве) не может спокойно сидеть и ждать, поскольку Украина уже не в том положении, чтобы существовать в «нейтральной зоне». Восток Украины по-прежнему неподконтролен киевским властям (я уже не говорю о Крыме), и в случае какого-нибудь неверного шага стране угрожает полная дезинтеграция.
Какой шаг в такой ситуации правильный, а какой нет, решает Киев, а постмайдановские власти решили, что правильно будет интегрироваться в Запад. Речь идет о более масштабной интеграции, чем членство в ЕС, то есть также о членстве в НАТО (пока альянс еще существует!). Зеленский еще категоричнее, чем его предшественник Петр Порошенко, настаивает на как можно более скором присоединении к западному блоку во всех смыслах, но в ответ получает весьма противоречивые, а лучше сказать, не слишком искренние сигналы.
Европейский Союз утверждает, что не может принять Украину в свой клуб, пока ситуация в ней не стабилизируется, и один из главных факторов в этом вопросе — решение проблемы олигархов. Конечно, на Украине есть олигархи с разной политической позицией и в разной мере лояльные, но всем им присуще одно — жажда власти, денег и всего, что с этим связано.
Разумеется, Европейский Союз не хочет такую страну в своем клубе, поскольку олигархи смешают европейцам все планы, какой бы ориентации они ни были — пророссийской или прозападной… Да, прозападных олигархов терпеть проще, но все равно для того, чтобы Запад делал с Украиной бизнес, она должна стать «свободной и открытой» и устранить любые барьеры для иностранного капитала. Нельзя позволить олигархам подстраивать ситуацию под себя и под свои интересы. Кто-то скажет, что на самом деле это столкновение изощренной корпоративной эксплуатации с той же эксплуатацией, но грубой и даже примитивной. И представители последней, почуяв, что их хотят устранить, открыли в эту среду настоящий огонь по автомобилю, в котором находился Сергей Шефир.
Неизвестные обстреляли его автомобиль на пути из одного населенного пункта в другой под Киевом. Шефир не пострадал, но его водитель был ранен. Полиция сообщает, что начато расследование.
Напомню, что Шефир не только советник президента Зеленского, но и его близкий друг. Иными словами, украинскому президенту явно отправили очень понятное послание.
Что же в этом новом законе, принятом в четверг 279 депутатскими голосами (из 450) в парламенте, что так обеспокоило украинских олигархов? Закон, прежде всего, дает определение понятию «олигарх», а орган, во главе которого стоит президент Зеленский, Совет национальной безопасности и обороны, получает полномочия определять, кто соответствует этим «критериям».
Как я уже писал, закон не позволяет олигархам финансировать политические партии и участвовать в приватизации. Кроме того, высокопоставленные государственные руководители, включая президента, премьера и главу Центробанка, должны публично отчитаться о своих возможных связях с кем-то из олигархов.
Нет никаких сомнений в том, что Украина, к сожалению, как и значительная часть стран на пространстве бывшего СССР, да и вообще всего бывшего социалистического блока, насквозь пронизана коррупцией, и всесильные олигархи на протяжении десятилетий держат в кулаке государственную политическую систему. Украине действительно нужно выступить против олигархов, какой бы ни была мотивация к этому (в данном случае Киев хочет удовлетворить западные требования).
Правда, вопрос в том, насколько намерения Зеленского искренни и поделен ли уже олигархический класс Украины на «своих» и тех, кого нужно устранить. Критики украинского президента утверждают, что с помощью этого закона он хочет сконцентрировать в своих руках еще большую власть. Конечно, это неизбежно, так как Зеленский стоит во главе Совета национальной безопасности и обороны, который скоро будет объявлять, кто олигарх, а кто нет. А тех, кого не признают олигархом, возможно, отнесут к категории «обычных бизнесменов»? Иными словами, вряд ли стоит ожидать, что Зеленский возьмется за каких-нибудь влиятельных людей, которые приложили руку к тому, чтобы он стал президентом.
Тем не менее Зеленский полон решимости. После принятия закона он заявил: «Благодаря антиолигархическому закону Украина получила исторический шанс на построение цивилизованных и честных отношений между крупным бизнесом и государством. Да, это многим политикам не нравится. Да, они хотят жить, как раньше, работая на олигархов. Да, было очень много давления на наших депутатов, очень много интриг и даже шантажа. Но закон принят».
Зеленский забывает, что его политический подъем стал возможен, был простимулирован и профинансирован, вероятно, самым влиятельным украинским олигархом Игорем Коломойским.
Короткая справка. Коломойский — миллиардер, один из богатейших людей на Украине, по некоторым данным, второй или третий в списке (конкурентов у него много, учитывая количество олигархов на Украине). У него тройное гражданство: Украины, Кипра и Израиля (родился он в украинском Днепропетровске на востоке страны).
Интересную статью о нем опубликовало в 2014 году израильское издание «Гаарец». В ней Коломойский назван, «вероятно, самым влиятельным евреем в мире». Если Зеленский — действительно его марионетка, то подобное утверждение, пожалуй, недалеко от истины. «Он не боится дразнить русского медведя, особенно президента Владимира Путина, большой палкой», — говорится в тексте.
Коломойский запомнился тем, что после начала украинского кризиса немедленно прилетел из своего второго дома (в Женеве в Швейцарии) обратно в Днепропетровск, когда там начали развеваться российские флаги. Он срочно задействовал своих сотрудников из «Приват Груп» и превратил их буквально за ночь в ополченцев, выдав им оружие и все необходимое. Он мобилизовал таким образом тысячи сотрудников (и всех остальных, кто готов был их поддержать). То есть в каком-то смысле он «спас» Днепропетровск, и город не достался сепаратистам. Он объявил о вознаграждении за каждого пойманного сепаратиста, что привело к тому, как пишет «Гаарец», что кое-кто из пьянчуг пытался сдать своих товарищей за деньги.
Конкурирующие с ним олигархи обвиняют его в том, что он применяет насилие и разные формы запугивания, чтобы получить желаемое. По их словам, именно так он создал свою бизнес-империю. В общем, это опасный человек, который сейчас, вероятно, является серым кардиналом.
Не секрет, что именно Коломойский стоял за кампанией нынешнего президента Зеленского (тот даже в его автомобиле приезжал на выступления).
Теперь Зеленскому придется пойти против своего спонсора, если он хочет наладить хорошие отношения с намного более влиятельными и богатыми новыми спонсорами с Запада. МВФ уже открыто требует, чтобы Зеленский дистанцировался от Коломойского, а в марте этого года США осудили Коломойского за «участие в масштабной коррупции», и поэтому Коломойскому и его семье запрещен въезд в США.
Конечно, если Коломойского, которому Запад даже мог бы доверять, выбрасывается из игры, то эта участь неизбежна и для остальных, чья политическая позиция куда слабее. Например, Виктор Медведчук, богатый бизнесмен, которого считают близким другом российского президента Владимира Путина. Кампания против Медведчука начала уже этой весной: в мае его обвинили в измене и отправили под домашний арест, где он остается по сей день.
Запад явно не потерпит исключений, и Зеленскому теперь придется расправиться со всеми или по крайней мере с самыми видными олигархами (а среди них и его бывший соперник на выборах Порошенко).
Я уже писал, что Запад отправляет не вполне искренние сигналы. О чем речь? Скажем, Зеленский сумеет реализовать свой план, и внутри Украины обстановка не обострится (покушение на его советника предвещает возможный конфликт). Но еще большой вопрос, захочет ли Запад принимать Украину в ЕС и НАТО. Почему? Потому что боится российской мести, а также того, что при таком варианте восток Украины может полностью отделиться (и стать чем-то наподобие Абхазии и Южной Осетии; присоединение к России вряд ли возможно).
Вступление Украины в ЕС, пожалуй, не так беспокоит Россию, как ее членство в НАТО. А украинский президент нацелен именно на НАТО, хотя на его пути очень много трудных препятствий.