Nowa Europa Wschodnia (Польша): конец эры Меркель. 16 лет сложных отношений Германии и России

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Подводя итоги эры Меркель, автор отмечает, что Россия всегда оставалась для Германии главным вызовом. С одной стороны, Меркель сыграла ключевую роль во введении санкций против РФ, с другой — поддерживала «Северный поток— 2». Критикуя Россию, она не отказывалась от контактов с ней. Как теперь этим наследием распорядится ее преемник?

Ангела Меркель уходит с поста канцлера, который она занимала в течение 16 лет, и оставляет после себя непростое наследие отношений с Россией. Символичным подведением итогов стал ее визит в Москву, который она совершила в годовщину покушения на лидера оппозиции Алексея Навального.

В этом году выборы в Бундестаг ознаменовали окончание эры Ангелы Меркель, которая не будет претендовать на пост канцлера. Впервые председательница Христианско-демократического союза заняла его в ноябре 2005 года. В следующие 16 лет ей пришлось столкнуться с множеством политических, экономических и международных кризисов.

Меркель активно творила политику своего государства и Европейского союза, а также выстраивала трансатлантические отношения. Благодаря ее усилиям Германия сейчас играет ключевую роль в процессе формирования политики на глобальном уровне. Укрепив позицию Берлина на международной арене, Меркель способствовала улучшению имиджа своей страны как мирового лидера либеральной демократии.

Подтверждением успеха ее политики служат результаты сентябрьского опроса, проведенного Исследовательским центром Пью. Согласно нему, положительно к Германии относятся 79% опрошенных из 16 стран Европы, Азии и Северной Америки, а сама Меркель пользуется доверием 77% респондентов (о противоположном отношении к ней заявили лишь 17%). В этом рейтинге она опередила, в частности, президента США Джо Байдена (74%) и французского лидера Эммануэля Макрона (61%).

Четвертое место занял Владимир Путин. Полученный им результат (22%) примечателен в том числе потому, что именно Путин, вне зависимости от занимаемого им поста, оставался главной проблемой во внешней политике Берлина. Канцлер Германии, убежденная в том, что Европе следует активно выстраивать отношения с Россией, проводила политику, основывавшуюся на реализме и прагматизме. Все потому, что Москва не только не начала движение в сторону либеральной демократии, но и спровоцировала самый серьезный конфликт с Западом со времен окончания Второй мировой войны, совершив аннексию Крыма.

Три проблемы в отношениях между Германией и Россией

Отношения Меркель и Путина характеризовались недоверием и сомнениями в истинных намерениях противоположной стороны. Насколько все было сложно, символическим образом продемонстрировала последняя поездка Меркель в Москву 20 августа, в годовщину попытки отравления Алексея Навального. В ходе визита канцлер потребовала освободить оппозиционера, подвергла критике аннексию Крыма, а также затронула тему газопровода «Северный поток — 2», подчеркнув, что Украина должна остаться транзитным государством.

Перед этим ей пришлось, однако, выслушать критические замечания Путина. Говоря о ситуации на востоке Украины, он требовал, чтобы Меркель повлияла на Киев, а комментируя ситуацию в Афганистане, обвинял Запад в стремлении навязать другим странам свои ценности.

Уступок мы не увидели: каждая сторона осталась стоять на своих позициях. То же самое было, впрочем, и во время предыдущих визитов. Всего Меркель нанесла их 19, сложно, однако, однозначно оценить, какие результаты они дали. Более того, в последние годы в РФ отчетливо усиливались авторитарные тенденции, а российская внешняя политика приобретала все более антизападную ориентацию. Ее самыми яркими символами стали аннексия Крыма, попытки завязать более тесные отношения с Пекином и помощь, оказанная в Сирии режиму Башара Асада.

Эксперт Немецкого института международных отношений и безопасности Янис Клуге (Janis Kluge) констатирует, что отношения между Берлином и Москвой находятся на самом низком уровне за 30 лет. Среди основных проблем он называет репрессии в отношении российской оппозиции, активность российских разведывательных служб в Европе, а также конфликт на Украине. Последняя тема, по мнению эксперта, имеет ключевое значение для будущего отношений с Россией. «До тех пор, пока в преодолении этого кризиса не наметится прогресс, доверие к Москве восстановить будет невозможно», — подчеркивал он в интервью «Дойче Велле».

Пока, однако, ничто не предвещает того, что россияне откажутся от поддержки сепаратистов в Донбассе и эскалации напряженности в отношениях не только с Киевом, но и с Западом.

Новые геополитические риски

Ангела Меркель сыграла ключевую роль при введении Евросоюзом санкций в отношении России после аннексии Крыма в 2014 году. С другой стороны, серьезные опасения вызывает газопровод «Северный поток — 2», строительство которого завершилось 6 сентября. Канцлер подчеркивает, что проект носит экономический характер, но страны Восточно-Центральной Европы не устают напоминать о связанных с его запуском возможных угрозах в сфере энергетической и политической безопасности.

Россия благодаря «Северному потоку — 2» сможет отказаться от транспортировки газа через территорию Украины, что будет означать для Киева утрату примерно 2,4 миллиардов долларов в год и даже перспективу политической дестабилизации. В этом контексте газета «Вельт» назвала этот газопровод «прощальным подарком» Меркель Путину.

Геополитические риски, связанные с «Северным потоком — 2», могут возникнуть в 2024 году, когда утратят силу действующие договоры на транзит газа между Россией и Украиной. Меркель, правда, объявила, что будет отстаивать интересы Киева, но во время своего последнего визита в Москву не услышала ответных заявлений на эту тему. Газопровод послужит Путину мощным рычагом давления, который он сможет использовать для достижения стратегических целей России.

«Санкции в отношении РФ оказываются полумерой, поскольку на первое место ставятся двусторонние экономические отношения в ущерб энергетической и климатической политике ЕС, а также интересам Восточно-Центральной Европы в сфере безопасности», — говорит эксперт аналитического центра «Карнеги Юроп» Гвендолин Зассе (Gwendolyn Sasse).

Серьезная геополитическая ошибка была допущена уже в апреле 2008 года на саммите НАТО в Бухаресте. Под давлением Германии и Франции Альянс не предложил Украине и Грузии План действий по членству. Обеим странам обещали, что они смогут в будущем присоединиться к организации, но фактически они оказались в «вакууме безопасности». Спустя всего четыре месяца разразилась российско-грузинская война, в результате которой Тбилиси утратил контроль над Южной Осетией и Абхазией. Шестью годами позднее Россия аннексировала Крым, а в Донбассе начался вооруженный конфликт с участием пророссийских сепаратистов.

Берлин — мишень в гибридной войне

Конфликт на Украине привел к серьезному кризису. Стремясь к деэскалации, канцлер Меркель вместе с представителями Парижа, Киева и Москвы инициировала создание так называемой нормандской четверки, которая способствовал выработке Минских соглашений. Они не положили конец войне в Донбассе, но стали четким сигналом, адресованным Путину западными странами. Эксперты аналитического центра «Чатем-хаус» подчеркивают, что «аннексия Крыма стала для немецких элит огромным потрясением» и вынудила Европу совершить резкий разворот в политике в отношении Москвы. Ключевую роль в формировании сплоченного европейского фронта сыграла Меркель, которая продвигала идеи о введении антироссийских санкций и оказании помощи Украине.

С другой стороны, Германия, однако, продолжала выступать за энергетическое сотрудничество с Россией. Символом этой политики стал «Северный поток — 2», который Кремль может в ближайшие годы использовать для укрепления российских влияний в восточной части Европы.

Джон Кампфнер (John Kampfner), сотрудник Королевского объединенного института оборонных исследований, обращает внимание, что Германия уже сейчас стала государством, находящимся на первой линии фронта в гибридной войне, которую ведет Москва. Россияне пытаются внедриться в немецкую политику, поддерживая, в частности, немецкие радикальные партии («Альтернатива для Германии», «Левые»).

Такого рода действия — это, по мнению Кампфнера, реакция на действия Меркель после аннексии Крыма. Новому немецкому правительству, которое получит в наследство от Меркель определенный формат политики в отношении Москвы, придется быть готовым к дальнейшей эскалации. Прежний подход заключался, с одной стороны, в критике российских властей за незаконные действия и сохранении санкций, а с другой — в попытках развивать отношения посредством взаимодействия в области торговли, культуры и гражданского общества. Как подчеркивает Маттиа Неллес (Mattia Nelles) из берлинского Центра либеральной современности, такая политика отражает «политический консенсус в рамках немецкого мейнстрима».

Последний защитник либерального Запада

В течение 16 лет Меркель формировала образ Германии как предсказуемого партнера в рамках ЕС и НАТО или в контактах с Россией. Во внешней политике она делала ставку на сотрудничество, в чем ее поддерживали министры иностранных дел: Франк-Вальтер Штайнмайер, Гидо Вестервелле, Зигмар Габриэль и Хайко Маас. Как на площадке Евросоюза, так и в отношениях с другими государствами Меркель подчеркивала важность демократических ценностей, прав человека, духа компромисса. Когда в 2016 году подходил к концу президентский срок Барака Обамы, «Нью-Йорк таймс» назвал ее «последним защитником либерального Запада».

Дважды, в 2015 и 2016 годах, Меркель занимала второе место в списке самых влиятельных людей мира. Любопытно, что на первой строчке в то время находился Владимир Путин. Российский президент уже тогда проводил на международной арене агрессивную политику, бросая вызов всему Западу. Москва стремилась, в частности, прощупать сплоченность НАТО и Евросоюза. Сохранить политическое единство в значительной степени помогла именно Меркель.

Подчеркивая важную роль демократических, либеральных ценностей, канцлер помогала создавать идеологический противовес неоимперскому посланию Кремля.

В наследство она оставит более прочную позицию Германии на международной арене и конкретный курс внешней политики. Ядром политической программы Меркель была идея сотрудничества на фундаменте реализма и прагматизма. Такая политика хорошо зарекомендовала себя в критические моменты, в особенности тогда, когда отношения между Европой и Россией ухудшились, что грозило эскалацией напряженности и дальнейшей дестабилизацией. Во время пребывания Меркель на посту канцлера возникали и споры, касавшиеся газопровода «Северный поток — 2». На этом фоне самый важный вопрос звучит сейчас так: в какой степени преемник Меркель будет опираться на наследие ее эры в отношениях с Москвой?

Обсудить
Рекомендуем