Асахи симбун (Япония): компактная и очаровательная «Лада Нива» – полноприводный автомобиль, который любят со времен СССР

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Фумио Огава с восхищением рассказывает о советской «Ниве». В СССР хотели догнать Западную Европу за счет производства конкурентоспособных потребительских товаров, одним из них как раз были автомобили. Идея оказалось удачной, и вскоре внедорожник был высоко оценен на западноевропейском рынке, пишет автор.

Что будет, если кузов Renault Cinq установить на шасси Range Rover? Получится компактный полноприводный внедорожник «Лада Нива», который был создан в СССР в 1976 году. 

Коротко говоря, это очаровательный продвинутый автомобиль, который может преодолевать бездорожье. Интересно, что рассказ об этом автомобиле затрагивает послевоенную историю СССР. 

Безусловно, история СССР — это далекое воспоминание для тех двадцатилетних молодых людей, которые сейчас смотрят на «Ниву» и восхищаются ей.

Почему я заговорил о советской истории? Дело в том, что с разработкой этого автомобиля тесно связан бывший председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин (с 1964 по 1980 год).

Он хотел, чтобы в Советском Союзе появился автомобиль, способный передвигаться в самых суровых условиях, поэтому способствовал его разработке. Также причина заключалась в том, что советский деятель, как говорят, вынашивал идею догнать Западную Европу за счет производства конкурентоспособных потребительских товаров.

Так появилась вместительная трехдверная «Нива». Она оснащена подключаемым полным приводом с вспомогательной коробкой передач, системой, которая в отсутствие Pajero сейчас встречается только на Suzuki Jimny и некоторых американских автомобилях.

Хотя шасси представляет из себя монокок, способность автомобиля ездить по неровным дорогам, как и планировалось, была высоко оценена на западноевропейском рынке. Приведу еще одну небольшую деталь для самых отчаянных фанатов — компания Fiat принимала активное участие в создании завода «АвтоВАЗ» и оказывала техническую помощь в разработке модели, поскольку итальянские власти были сильно заинтересованы в советском природном газе. 

«Лада Нива», которая на родине называлась ВАЗ 2121 «Жигули» (для западноевропейского рынка использовалась марка Lada), разработана на базе Fiat 124 — компактном седане с квадратным кузовом, который был выпущен в Италии в 1964 году. Я бы описал дизайн как «красивая безвкусица». Это был корявый итальянский автомобиль тех времен, когда шрамы от войны были еще свежи.

Седан 124 напоминает мне о шедевре режиссера Витторио де Сика «Подсолнухи» (1970 год). Автомобиль идеально подходит для этого печального фильма, действие которого происходит в СССР и Италии. К моменту разработки «Нивы» Fiat 124 выпускался уже десять лет. Это очень много. Но есть еще более удивительная вещь.

«Нива» выпускается до сих пор. Но это не мрачное известие. Когда в 2017 году Lada стала частью французского концерна Renault, руководство французской компании посчитало, что «Нива» уже отжила свое, но популярность автомобиля на рынке не позволила снять ее с производства. Поэтому Renault возобновила продажи обновленной модели 1976 года под новым названием Niva Legend наряду с текущей моделью «Нива».

Популярность «Нивы» отчасти объясняется ее применением в автоспорте. Одним из самых известных примеров является ралли «Париж-Дакар». В 1979 году «Нива» приняла участие в первом ралли, а в 1981 году в нем участвовало в общей сложности 13 автомобилей этой модели, и один из них финишировал на третьем месте, обойдя Range Rover, Toyota и Mercedes-Benz.

В 1980-е годы я ездил на неофициально импортированной «Ниве», хотя в Японии даже не было официального дилера. Одним словом, это был автомобиль, который прибыл издалека на машине времени. Дизельный двигатель плохо раскручивался, сильно шумел, а ездить на автомобиле было некомфортно. Он был намного грубее Jimny, Mercedes-Benz Geländewagen, Land Rover или Panda 4×4 (эти автомобили в то время предназначались для езды по бездорожью).

На мой взгляд, единственное, что было хорошего в «Ниве», — это компактность и симпатичный дизайн. Ее до сих пор импортируют, хотя и в очень небольших количествах, и время от времени вы можете увидеть женщину лет 30, счастливо катающуюся на «Ниве» по токийскому району Сетагая, где я живу. 

Возможно, «Нива» изменилась. Или, возможно, следует думать, что изменилось восприятие автомобилей. Может быть, тот факт, что автомобиль не напичкан технологиями, успокаивает людей.

В Европе появляется все больше оборудования (хотя и опционального) для комфорта, например, дистанционный ключ для отпирания дверей или прослушивание аудио через USB. Я постараюсь найти возможность прокатиться на «Ниве» и обязательно напишу об этом.

Фумио Огава — автожурналист. Работал главным редактором автомобильного журнала. Сейчас является фрилансером. Публикует тест-драйвы новых автомобилей и статьи о различных аспектах автомобильного мира в специализированных и обычных журналах, а также интернет-изданиях. Предпочитает классические автомобили.

Комментарии японских читателей

Ml3

У меня сейчас «Нива». Размер идеально подходит для японских улиц. Коробка передач — только механика (автоматическая намного бы облегчила управление). Когда температура радиатора превышает 90 градусов, включается вентилятор охлаждения. Это происходит очень часто, и шумит весьма сильно. Машина ломается. Запчасти лучше ставить японские или немецкие, иначе ломается сразу же. Их лучше покупать заранее. В противном случае машина долго простоит на сервисе. Если вас это не беспокоит, смело покупайте. С «Нивой» приятно повозиться. 

Mit

У меня была «Нива» примерно 30 лет назад. Очень редкий автомобиль — за четыре года встретил такой же только один раз. Очень непростой в управлении. Тогда на автомагистралях не было бесконтактных платежей, поэтому приходилось каждый раз вручную открывать окно. Ездил по пляжам и горам — сейчас вызывает ностальгию. 

Yxx

«Нива» меньше Toyota Yaris Cross и Nissan Juke, и примерно такая же, как Daihatsu Rocky и Toyota Raize. На самом деле у «Нивы» идеальные размеры. К тому же настоящий полный привод. Она так понравилась автожурналисту Юити Исикава, что он специально заказал себе такую. 

Цукидзуки микака

В видео на Youtube «Нива» смотрится очень симпатично, но в Японии, наверное, с ней будут проблемы. Автомобиль адаптирован к холодам, но японское лето он не выдержит. Даже не похоже, что там есть хотя бы кондиционер. 

Cur

Я хотел найти видео с Mitsubishi RVR первого поколения, и в основном предлагаются ролики из России. Хотелось бы прокатиться на «Ниве», но в Японии они не продаются. Если бы их импортировали, наверное, они были бы популярны. RVR внедорожником не является, но небольшое бездорожье он осилит. Это можно сказать и о «Ниве»?

Mur

Это не лучший вариант первого автомобиля с учетом необходимости перевозки моих пожилых родителей, но я хотел бы такой. Особенно «Нива» мне нравилась, когда один литр 95 бензина стоил 90 иен. 

Кунихико

Классное авто-монокок, передняя независимая подвеска, полный привод с понижающим рядом коробки передач — он является прародителем современных внедорожников. Автор все выдумал. «Нива» не настолько брутальна. Чувствуется, что немного устарела. 

Vte

«Нива» хороша, но есть еще седаны и пикапы в ретро стиле. Некоторые ставят двигатели VTEC или 2JZ и участвуют в ралли. 

Aqu

У «Нивы» разве не постоянный полный привод? Мне кажется, у нее была блокировка центрального дифференциала. 

Кумамонмон

А мне больше нравится УАЗ-2206!

Nis

В аниме «Бронированные воины Вотомы» был персонаж по имени Лада Нива.

Обсудить
Рекомендуем