Бешеный рост цен на газ в Европе постепенно порождает панику среди украинцев. Перед отопительным сезоном население со страхом ждет возможного роста тарифов. И хотя власти обещали не увеличивать цену на голубое топливо, рост цен мы все же ощутим.
Как проблемы с европейскими газохранилищами отразятся на Украине, почему отопительный сезон в нашей стране напоминает 22 июня 1941 года, и какова ситуация с углем — в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал председатель Союза потребителей коммунальных услуг ОЛЕГ ПОПЕНКО.
- Что происходит с ценами на газ на европейской бирже?
— Это спекулятивный рост стоимости цены на фоне дефицита поставок газа в Европу. Это связано с тем, что своевременно не был закачан газ в начале года. Получилось так, что идет спекулятивное повышение цены на европейской бирже, так как газа физически не хватает в хранилищах. Если мы сравним, например, объем газа в украинских подземных хранилищах, то его на 40% меньше, чем в прошлом году. Примерно такая же ситуация в ЕС.
- Это просто маркетинг? Есть спрос на газ, поэтому цена растет?
— Закачка газа в Европе происходит ежегодно с августа по декабрь. И как раз в этот период вышло так, что газа не хватает на рынке. В прошлый отопительный период Европа потратила больше газа, и теперь говорит: "Нам нужно больше топлива". Норвегия дать больше газа не может, а Россия искусственно ограничивает большие объемы поставок газа, заставляя Европу быстрее подписать введение в эксплуатацию "Северного потока-2".
Это комплекс мероприятий, а не только газ. Спекулянты, которые есть на рынке, видят эту ситуацию, и начинают поднимать стоимость газа на рынке.
- Спекулянты — это кто? Поставщики?
— Это те, кто имеет определенные объемы газа. Надо понимать, что этот рост стоимости газа — это всего 20% рынка. Все европейские страны имеют прямые контракты на поставку газа. Кроме Украины.
- Будет ли предел этого спекулятивного роста цены на газ? Будет ли она снижаться?
— Снижаться она не будет, я в этом уверен. Границы я не вижу, потому что пока идет закачка в подземные газохранилища Европы, и есть возможность для спекуляций. Если бы закачка остановилась, тогда можно было бы сказать, что газохранилища заполнены, и не было бы этой спекуляции вокруг цены и возможного дефицита.
- А что же будет у нас? В правительстве говорят, что тарифы расти не будут.
— Во-первых, цена на газ на Украине растет. У нас хранилища не заполнены на 30-40%. Стоимость европейского газа влияет на украинский газ. Те, кто продает газ, понимают, какова его цена, они ведь тоже могут его продать в Европу. Но этот вопрос не стоит, потому что есть украинские потребители газа.
На Украине не хватает объемов газа, частные компании не готовы сегодня продавать газ, и у них также не хватает объемов. Проблема не только в том, что цена влияет. Самого газа не хватает. В НАК "Нафтогаз" не хватает чтобы удовлетворить потребности частных потребителей и теплокоммунэнерго — не хватает газа физически.
У нас прекращаются поставки газа через транзит. Уменьшение объема газа в газотранспортной системе уменьшает давление в самой системе. Южные и восточные области Украины находятся под риском отсутствия газа, потому что физически не можем додавить.
- "Нафтогаз" просит у правительства 44,5 млрд грн. Что они смогут на эти деньги купить, и хватит ли этого для решения проблемы?
— Деньги они собираются взять у оператора газотранспортной системы. Сначала они просили 56 млрд, сейчас немножко меньше. Купят они этот газ на европейской бирже? Не факт, об этом важно рассказать. Объемов газа самим европейцам не хватает, и здесь они должны будут продавать газ Украине? Я в эту историю не верю.
Еще раз повторяю: Украина — единственная страна, которая не имеет прямых контрактов на газ. Ни с Катаром, ни с США, ни с Россией, ни с Норвегией. Мы просто покупаем у европейских спекулянтов. "Нафтогаз" подписывает договоры с европейскими спекулянтами.
- А как насчет нашего газа?
— Украина добывает газ государственными компаниями — "Укргаздобыча" и "Укрнафта" — около 14,3 млрд кубов. Частные компании добывают около 5,5-6 млрд кубов. Это около 20 млрд кубов, а всего нам нужно 30. С тех 10 млрд кубов дефицита — 5 импортируют на Украину частные компании. НАК "Нафтогаз" нужно еще 5 млрд кубов в год, чтобы полностью удовлетворить потребности всей Украины.
На сегодня в подземные газохранилища закачано около 18,6 млрд кубов газа. Из них 2 млрд — это тот объем, который мы не можем даже забрать, потому что он нужен для поддержания давления в сети. 8 млрд кубов — это то, что принадлежит "Укргаздобыче", и около еще 8 млрд — это частные компании.
Газа впритык хватит для прохождения отопительного сезона, это если зима будет теплой. Если даже зима будет такой, как в прошлом году, газа может не хватить. Если будет холоднее, то нас ждет очень сложная ситуация.
- Что будет делать власть?
— У власти плана нет. В принципе, будут ограничивать поставки газа на местах. И здесь органы местного самоуправления принимают абсолютное решение. Будут детей отправлять на долгосрочные каникулы. Черкассы уже заявили, что дети пойдут на зимние каникулы в месяц. С детскими садами такая же ситуация.
Больницы будут отапливаться, потому что не имеют права отключить. Бюджетные учреждения, как дома культуры, тоже будут отправляться на долгосрочный отпуск домой или будут работать дома, но сами учреждения будут закрываться. Это то, что нас ждет в этот отопительный сезон.
- Нам обещали, что тарифы расти не будут. Удастся ли?
— Органы местного самоуправления, где могут, будут сдерживать тарифы для населения, но будут поднимать для бизнеса. Что это значит? Что все услуги вырастут, стоимость продуктов будет расти, так как отопление, например, для продуктового магазина, будет дороже.
А другого выхода нет, мы не готовились к отопительному сезону. На Украине отопительный сезон — это как 22 июня 1941 года. Внезапно немецкая орда напала на Советский Союз. Такая же ситуация. У нас отопительный сезон начинается внезапно.
За подготовку к отопительному периоду отвечают органы местного самоуправления, а средств нет. 60% органов самоуправления вообще без денег сидят, у них не хватает средств даже на зарплату. При этом они должны отремонтировать за свой счет все сети.
На Украине 18,1 тыс. км теплосетей. Нужно отремонтировать около 15 тыс. км. За этот год отремонтировали 250 км, а за прошлый — 350. При этом из этих 250 км — 100 отремонтировали в Киеве, и еще часть в крупных городах. В небольших городах по Украине отремонтировали 10 км. С такими темпами для того, чтобы отремонтировать всю систему, нужно 210 лет.
- А что на Украине с запасами угля?
— У нас на сегодня на 30% меньше угля, чем год назад. Это также является проблемой. Если не будет хватать угля, то тепловики будут сжигать газ, которого нет. Не будет газа, нужен мазут. Его у нас вообще очень мало. Это абсолютно связанные между собой вещи. Угля не хватает, газа не хватает, мазута вообще нет. Вот вам три составляющие отопительного сезона.