Фраза о том, что «никогда нельзя давать хорошему кризису пропасть даром» часто приписывается Уинстону Черчиллю, который ее якобы сказал, ища конструктивные возможности на руинах Второй мировой войны.
Такая точка зрения все еще популярна, в том числе и в контексте высоких цен на природный газ, которые спровоцировали энергетический кризис в большинстве европейских стран. Накануне обсуждения кризиса на саммите ЕС, назначенном на четверг, уместно перебрать множество вариантов, на что можно употребить этот кризис.
Рост цен вызван рядом факторов, которые поразили Европу одновременно. Среди них, например, то, что вырос глобальный спрос на газ, так как мировая экономика начала восстанавливаться после пандемии. Холодная зима прокатилась по газовым запасам Европы, а за ней пришло жаркое лето, когда много газа понадобилось на электричество для кондиционеров. Менее ветренная, чем обычно, погода, стала причиной того, что мало электричества произвели ветряки — это тоже увеличило потребность в газе.
Кроме того, некоторые страна ЕС не заключили долгосрочные контракты. А это значит, что они должны платить так называемую спотовую цену за газ, которая постоянно меняется, то есть — в последнее время становится все больше. Природный газ сегодня стоит в пять раз дороже, чем год назад. В понедельник, например, цена поднялась на 18%, когда Россия на аукционе в очередной раз не стала резервировать свободные мощности украинских трубопроводов. Так что помощи от Путина Европе не будет.
В сочетании с нынешним кризисом в сфере глобальных товарных поставок, энергетический кризис грозит подорвать экономическое восстановление Европы после пандемии.
К делу относится и то, что цены на газ растут с рекордно низкого уровня 2020 года. Европейский центральный банк при этом считает, что потом они опустятся обратно. Но едва ли это случится раньше конца зимы. А если зимой будет холодно, нам станет по-настоящему больно.
Каждая отдельная страна ЕС самостоятельно должна смягчить нынешние денежные страдания своих граждан и предприятий. Но в более долгосрочной перспективе кризис создает поле для политических битв, которые скажутся и на саммите ЕС, где все захотят использовать кризис в качестве аргумента в пользу собственных целей.
Помощь со счетами за электроэнергию
По данным Всемирного банка, цена на природный газ сейчас более чем в пять раз выше, чем год назад. Это влияет и на стоимость электроэнергии, потому что благодаря природному газу производится много электричества.
Европейская комиссия представила «инструментарий» мер, которые страны могут использовать, чтобы помочь гражданам и предприятиям справиться с более высокими ценами на энергоносители, не нарушая правил ЕС в области конкуренции и государственной помощи.
Частным хозяйствам можно помогать напрямую с помощью субсидий или отсрочки крайних сроков оплаты. Также самым бедным слоям населения могут быть предоставлены ограниченные по времени налоговые льготы.
Предприятия могут получить экстраординарную помощь от государства, налоговые льготы и поблажки при выплатах пошлин.
Финансироваться эти меры могут за счет доходов с продажи квот на выбросы углекислого газа, которые сейчас выше, чем ожидалось, из-за растущих цен на энергию и увеличения спроса на квоты. По данным Еврокомиссии, за первые месяцы 2021 года страны получили на 10,8 миллиардов евро больше, чем за тот же период прошлого года. Их можно свободно использовать, например, для поддержки уязвимых домохозяйств.
Атомная энергетика и ветряные турбины
По мнению сторонников атомной энергетики, таких как Франция и Словакия, кризис демонстрирует, что этот источник энергии необходимо укреплять и расширять, чтобы снизить зависимость от природного газа, особенно газа, импортируемого в Европу.
Той же логики придерживаются любители ветряных турбин, только вместо реакторов у них в главной роли ветряки.
Европейская комиссия встала во главе команды, которая утверждает, что сегодняшний кризис — аргумент в пользу ускорения перехода на экологичную энергетику, чтобы в будущем Европа стала менее зависимой от природного газа.
В рамках более крупного климатического проекта Европейская комиссия предложила значительный пакет мер под названием Fit for 55 (который подразумевает, что ЕС к 2030 году сократит выбросы на 55% по сравнению 90-ми годами — прим. перев.), и кризис показывает, что он действительно необходим. Если ты больше не пользуешься ископаемым природным газом, то и платить за него не надо — вот какая логика здесь.
Совершенно противоположного мнения по этому поводу придерживаются Польша, Венгрия и Чехия. В программу Fit for 55 входит расширение системы торговли квотами на эмиссию CO2, действующей в ЕС (ETS). Согласно плану, в будущем надо будет платить также за выбросы от автомобилей и те, что получаются в результате отопления помещений. Но мы не можем себе этого позволить на фоне того, что цены на газ и так уже подскочили, считают эти три страны.
«Систему торговли квотами на выбросы надо отменить или приостановить ее действие. Цены будут расти каждый день, если этот глупый план не свернут», — сказал венгерский премьер Виктор Орбан недавно.
Перед саммитом Польша написала остальным странам, что пакет мер Fit for 55 необходимо рассмотреть на предмет «всех его элементов, которые могут отрицательно повлиять на цены на энергоносители и обдумать возможность их корректировки или отмены».
«Особое внимание следует уделить пересмотру системы торговли квотами на выбросы», — написали поляки.
Северный поток — 2 поможет
Самые бескомпромиссные критики Путина в Европе считают, что рост цен — это его вина, так как он сдерживает поставки газа. Они будут использовать высокие цены на газ в качестве основания требовать ужесточения позиции Европы по отношению к Москве.
Точно так же противники газопровода «Северный поток — 2» держат нос по ветру, стараясь затормозить введение газопровода в эксплуатацию. Его еще не совсем одобрили. Противники считают, что из-за трубопровода Европа станет потреблять больше газа, а значит, впадет в еще большую зависимость от этого источника энергии.
Москва же утверждает противоположное, заявляя, что, чем раньше Европа одобрит газопровод — ожидается, что немецкие и европейские власти решат этот вопрос в начале 2022 года — тем раньше Россия поможет Европе.
«Если бы мы смогли увеличить поставки по этому маршруту, можно совершенно уверенно сказать, что напряженность на европейском энергетическом рынке, конечно, существенно бы понизилась, это повлияло бы и на цены на европейском рынке газа. Но административные барьеры пока не дают возможности это сделать», — сказал президент Путин на прошлой неделе.
Но вернемся в Европу: Испания хочет использовать кризис в качестве отправной точки для более фундаментального пересмотра инструментов регулирования ЕС в энергетическом секторе.
Франция призвала принять новую модель ценообразования на электроэнергию.
Обе страны также видят в кризисе аргумент в пользу расширения сотрудничества в рамках ЕС за счет совместных закупок и создания общих запасов газа. В странах Балтии также говорят об укреплении внутреннего энергетического рынка.
Главная проблема для глав правительства ЕС — не нехватка идей. Скорее проблемой будет найти точку соприкосновения множества разнонаправленных национальных интересов.