Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Служба сотрудников советских дипмиссий за границей порой превращалась в драму. Автор «Аль-Арабии» вспоминает историю одного из первых военных атташе послевоенного времени, который попал в мясорубку карательных органов за преступление, совершенное его подчиненным.
Во время Второй мировой войны Советский Союз был главным союзником США. Красная армия внесла свой вклад в разгром нацистских сил на Восточном фронте и нанесла Вермахту, то есть немецким вооруженным силам, решающий удар. Ваффен-СС понесла тяжелые потери, прежде чем советская армия смогла войти в Берлин, вынудив немцев объявить о своей капитуляции, что совпало с самоубийством Адольфа Гитлера.
Советский Союз, не колеблясь, двинул свои войска на восток страны, чтобы помощь американцам в войне с Японией. Советские войска вошли в Маньчжурию и Монголию, положив конец японскому присутствию в этих районах.
Несмотря на появление разногласий между президентом США Франклином Рузвельтом и его советским коллегой Иосифом Сталиным, большинство людей не ожидали, что они перерастут в «холодную войну». Раздел Германии и Корейская война окончательно разделили мир на два лагеря — восточный и западный.
Советская шпионская сеть
Советский Союз пристально следил за военно-техническим развитием своих бывших союзников, используя для этого шпионов.
Военное сотрудничество США и Канады побудило советские власти расширить свою шпионскую сеть в Оттаве.
Летом 1943 года полковник Николай Заботин был назначен военным атташе посольства СССР в Канаде.
Выполняя возложенную на него задачу, он расширил советскую шпионскую сеть в Канаде.
Заботин взял с собой из Москвы несколько помощников, в том числе 28-летнего шифровальщика Игоря Гузенко.
Для Игоря Гузенко жизнь в СССР была невыносимым адом. Он испытал все ужасы сталинской политики, пережил Большой террор 1930-х годов и наблюдал за плачевным состоянием страны после Второй мировой войны.
Информация, обрушившая шпионскую сеть
5 сентября 1945 года Игорь Гузенко бежал из советского посольства в Оттаве, прихватив с собой множество секретных документов, которые он в течение нескольких месяцев выносил из здания посольства, пряча их в складках своей одежды.
И каждый раз, когда он приходил в одно из этих зданий, его не воспринимали всерьез.
Вечером того же дня несколько сотрудников советской тайной полиции ворвались в дом Игоря Гузенко в Оттаве с целью его убить.
Но Гузенко вместе со своей семьей успел вовремя сбежать.
После того, как стало известно о нападении на дом Игоря Гузенко, канадские чиновники убедились в серьезности информации, которой располагал этот молодой шифровальщик.
Его взяли под усиленную охрану и перевезли в безопасное место. Вскоре премьер-министр Канады Маккензи Кинг позвонил своему британскому коллеге Клементу Эттли и президенту США Гарри Трумэну, чтобы проинформировать их о сложившейся ситуации.
В течение следующих месяцев канадцам удалось раскрыть 39 советских шпионов, действующих на территории их страны. Британцы, в свою очередь, арестовали ряд физиков, которые слили информацию о британской ядерной программе СССР.
Американцы также раскрыли нескольких советских шпионов, действующих на территории их страны. Некоторые из них были даже приговорены к смертной казни по обвинению в государственной измене.
В то время, как Игоря Гузенко заставляли появляться на публике только в маске, Николая Заботина немедленно отозвали в Москву. Его признали виновным в побеге Гузенко, что сделало его «козлом отпущения».
Полковника Николая Заботина отправили в ГУЛАГ, где он провел несколько лет. После смерти Сталина Заботин получил освобождение.