Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Чешский депутат, претендующий на кресло главы МИД, в интервью Forum24 ответил на вопросы о перспективе отношений между Москвой и Прагой. По его мнению, сегодня политические связи между двумя странами находятся на ужасном уровне. Парламентарий призвал реализовывать основные интересы, связанные с Россией, на уровне ЕС и НАТО.
Ондржей Бенешик — заместитель председателя партии христианских демократов KDU-ČSL и депутат, ранее возглавлявший Комитет по европейским делам в Палате депутатов Парламента ЧР. В коалиции «СПОЛУ» он возглавляет команду по внешней политике и политике безопасности, а также параллельно занимает пост председателя рабочей группы по подготовке программного заявления той же направленности, которое сейчас обсуждает коалиционное правительство. Таким образом, Бенешик — ключевая фигура, которая будет определять внешнюю политику нового коалиционного правительства и, вполне возможно, станет новым министром иностранных дел.
(…)
Forum24: В мае 2021 года Россия включила Чехию вместе с Соединенными Штатами в официальный список недружественных стран. Какой после всего случившегося в последние годы должна быть, по-вашему, позиция ЧР в отношении России?
Ондржей Бенешик: Давайте признаем, что политические отношения Чехии и России сегодня ужасны. Да и доля торговли с Россией в общем объеме чешской внешней торговли незначительна. Что касается чешских инвестиций в России, то там речь идет о множестве неоплаченных долгов. Конечно, в наших интересах, чтобы как можно лучше развивалось практическое межведомственное сотрудничество, продолжалась работа межправительственной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству и так далее. Но все наши основные интересы политико-стратегического характера, связанные с Россией, следует реализовывать на уровне Европейского союза и НАТО. Россия смотрит на деятельность этих двух многонациональных организаций негативно ввиду собственных интересов и пытается их всячески расшатать. Поэтому нам нельзя просто «просиживать штаны» в НАТО или ЕС, а нужно вести продолжительную и последовательную работу, добиваясь того, чтобы оба эти сильнейшие объединения мира сохранили свое единство и дееспособность в том, что касается защиты их ценностей и интересов перед лицом России.
Нет сомнений в том, что после сокращения дипломатического штата Чешская Республика подвергнется российским разведывательным операциям и операциям влияния. При этом мы должны последовательно повышать свою обороноспособность. Мы должны повышать слаженность работы соответствующих государственных органов, укреплять кибернетическую оборону, заниматься гражданским воспитанием молодежи в школах и тому подобным. Все это наши внутренние задачи, а не предмет обсуждения с Россией, как считали в уходящем правительстве, которое даже выбрало своего уполномоченного по взаимодействию с Россией. Министр иностранных дел Чехии должен обсуждать Россию, прежде всего, с нашими союзническими странами. Россия может быть партнером, но не союзником.
— В последние годы ЕС спорит на тему энергетической безопасности. Как с этой перспективы вы оцениваете завершение российского газопровода «Северный поток — 2»?
— Конечно, я смотрю на «Северный поток — 2» критически, как, например, и наш сосед Польша. Как бы ни формировались цены на газ, поступающий по «Северному потоку — 2» (на основе долгосрочных контрактов, как предпочитает Россия, или в зависимости от цены на европейской бирже в Роттердаме), доходы все равно идут Кремлю. Таким образом, мы финансируем недемократический режим, который проводит в отношении нас недружественную политику. Интересы в области политики и безопасности просто неотделимы от экономических. Было бы наивно думать по-другому.
Но две ветки «Северного потока — 2» — это, конечно, более сложная проблема, и все не так однозначно. Стоит признать, что для Германии стремление к диверсификации энергетических поставок означает совсем не то, что для стран Центральной Европы, которые когда-то входили в советский блок. Немцам было просто необходимо за счет российского газа снизить свою зависимость от поставщиков из арабских стран, а у нас все наоборот.
В любом случае необходимо продолжать диверсифицировать источники, прежде всего газа, и выстраивать взаимосвязи в нашем регионе. Стратегическое значение для Центральной Европы имеют газовые трассы, проходящие с севера на юг и с юга на север. Я имею в виду СПГ-терминал в польском Свиноуйсьце и на хорватском острове Крк, а также возможность реверсных поставок газа. Для этого необходимо вести последовательную работу, соединяя газопроводы между государствами. Речь идет, например, о второй ветке чешско-польского соединительного трубопровода — так называемого «Сторк — 2». Проект забуксовал, хотя Европейский союз уже выделил на него довольно большую дотацию. Но это опять-таки пример нашей внутренней задачи…
(…)
— Какой, по-вашему, будет правильная чешская и европейская политика в отношении коммунистического Китая? Например, Литва в этом году вышла из «Инициативы 17+1», с помощью которой Китай пытается проникнуть в экономику и политику нашей части Европы. Должна ли Чехия поступить так же?
— Тут почти все так же, как в отношениях с Россией. Мы должны продвигать наши интересы, связанные с Китаем, в основном на уровне Европейского союза. Да, стоит постепенно двигаться к прекращению нашего членства в инициативе (уже 16+1). В своей политике в отношениях с Китаем ЕС должен исходить из единой стратегии. Вот уже несколько лет страны — члены Европейского союза пытаются ее сформулировать. Но проблема в том, что у разных игроков внутри ЕС разные интересы. Понятно, что у министерства иностранных дел — одно мнение, а у министерства экономики — другое, и я уже не говорю о службах безопасности и крупном бизнесе. Так обстоят дела не только у нас, но и повсюду. Поэтому нужна четкая правительственная стратегия, основанная на наших ценностях, а также на наших интересах.
(…)
— В рамках ООН и ее членения на региональные группы Чешская Республика относится к так называемой восточноевропейской группе, созданной в 1961 году, в которую входят все республики бывшего Советского Союза, включая Прибалтику, а также Польшу, Словакию, Венгрию, Словению и балканские государства. Не пришло ли время изменить это деление при поддержке стран Европейского союза и НАТО? Зачем нам на международном уровне символически оставаться частью российской империи?
— Повестка реформ ООН обширна и включает несколько пунктов. Вспомните о том, что уже несколько лет безрезультатно обсуждается необходимость изменить состав Совета безопасности. Вы упомянули о восточноевропейской группе как о реликте минувшей эпохи, и я вполне согласен. Некое региональное членение, разумеется, необходимо. Но нам важно понять, насколько выгодно для нас оставаться членами восточноевропейской группы как с точки зрения обсуждаемых там вопросов, так и с точки зрения возможности получать значимые посты внутри ООН. Будущему министру иностранных дел придется провести квалифицированный анализ такого рода. Только на основе его результатов можно сформировать мнение и дать ответ на этот вопрос.