Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
У московской марки, обогнавшей на британском рынке куда более известную «Ладу» на целых 15 лет, до сих пор есть небольшой, но преданный фан-клуб. По разным оценкам, на британских дорогах осталось всего с дюжину «Москвичей». Рассуждая о привлекательности этого автомобиля, фанаты отмечают редкость и уникальность бренда.
Прошло 20 лет с тех пор, как остановился конвейер АЗЛК с «Москвичами» — эта редкая марка из-за железного занавеса добилась на британском рынке относительного успеха. И хотя для большинства эта советская рабочая лошадка, ладно скроенная и крепко сбитая, уже давно канула в лету автомобилестроения, считанные фанаты по-прежнему не чают в ней души.
Вот, например, 58-летний Стюарт Коул (Stuart Cole) из Харвича в Эссексе, сам из автомобильной промышленности. В отцовский «Москвич» комби 1973 года выпуска он буквально влюбился. «Мне полюбилось всё — внешний вид, запах и звук двигателя. Несмотря на хлипкие тормоза и проблемы с задней осью, я драил его каждые выходные», — вспоминает он.
Сегодня Коул — счастливый владелец целых четырех «Москвичей», в том числе редкого фургона 434, некогда принадлежавшего покойному лорду Уолполу с пробегом чуть более 16 000 миль — страховка обошлась ему в 25 000 фунтов стерлингов. Кроме того у него в коллекции имеется универсал 427 1976 года выпуска, 412-й седан и еще один фургон, который дожидается полной реставрации.
Рассуждая о привлекательности «Москвича», Коул отмечает: «Меня занимает редкость и уникальность бренда. О них частенько забывают, но когда ко мне подходят люди определенного возраста, у них всегда находится, что рассказать — и хорошее, и плохое».
По разным оценкам, на британских дорогах осталось всего с дюжину «Москвичей» — сказать точнее сложно. Как объясняет Коул, «Москвичи» были хорошо оборудованы и от конкурентов отличались дешевизной. «В базовую комплектацию входили двухскоростные дворники, двухскоростной вентилятор отопителя, галогенные фары, резиновые коврики и брызговики [у конкурентов эти опции как правило идут за дополнительную плату]. Дедушка в 1976 году купил новый седан 412 всего за 1 026 фунтов стерлингов».
Первым «Москвичом» на британском автосалоне стал 407-й в 1959 году, но его затмила «Волга» ГАЗ-21. Британская общественность заинтересовалась лишь более поздней моделью 408 с 1,4-литровым двигателем на базе Opel Kadett 1938 года. Но и та машина продавалась вяло, отчасти из-за подозрительного отношения к товарам из Восточного блока.
Дела «Москвича» пошли в гору в начале 1970-х, когда импортом занялась компания Satra Motors, официальный импортер и дистрибьютор советского автопрома в Великобритании. К тому времени новинкой на рынке стал 412-й. Со своим 1,5-литровым двигателем он быстро стал привычным зрелищем на дорогах Великобритании: за первые четыре года было продано 14 500 штук. С ценой скорее как у Mini, чем у Ford Cortina, чьих владельцев «Москвич» пытался переманить, всплеск интереса оказался неминуем.
Чтобы удовлетворить внезапный скачок спроса, «Москвичи» — чемпионы двух британских гоночных чемпионатов — завозились прямо с конвейера. Увы, в некоторых случаях предпродажный контроль не всегда соответствовал требуемым стандартам, и над будущем автомобиля в Великобритании сгустились тучи.
Еще одним ударом по репутации «Москвича» стал доклад Ассоциации потребителей, опубликованный в журнале Which? («Что брать?»), который посеял серьезные сомнения в его безопасности. Занавес над недолгим путешествием «Москвича» по дорогам Великобритании стал лишь вопросом времени, — этому способствовало и появление в середине 70-х экспортных «Лад».
Жительница Мидлсекса и владелица синего «Москвича» 2140 1978 года выпуска Сара Свон (Sarah Swan) из университетской администрации говорит, что репутацию марки в Британии подмочили несколько факторов — некачественное обслуживание и недостаточная проверка в дилерской сети перед продажей.
«Автомобили приезжали в Великобританию „сырыми", прямо с конвейера. К ним прилагалась инструкция по монтажу и сборке систем, чтобы добиться полной исправности. В странах Восточного блока это понимали и все делали правильно, потому что ценили каждую машину».
«Британские же дилеры чуть что, сразу возвращали машину по гарантии, поэтому у клиентов возникли трудности. Репутация марки пострадала бесконечно».
Свон полюбила свое авто за «форму и цвет». Она купила его у друга пять лет назад за 1 750 фунтов стерлингов, но ездит только на выставки и ежегодные автопробеги времен холодной войны, которые сама же и помогает организовывать.
А вот 66-летний реставратор старинных музыкальных инструментов из Девона Найджел Стёр (Nigel Sture) купил красный «Москвич 412» 1970 года на eBay за 1 500 фунтов стерлингов два года назад и ездит на нем по округе. Показательно, что его первой машиной тоже был «Москвич». «Я купил его отчасти за дешевизну, а отчасти чтобы позлить отца — ярого консерватора. Советская машина для этих целей годилась как нельзя лучше».
В 412-м Стёру нравится многое — например, двигатель с верхним распределительным валом объемом 1 500 кубиков. «Он довольно-таки борзый для своего размера, и мне нравится его звук — низкий, плавный рокот, который сильно отличается от западных автомобилей той эпохи».
Его занимают и другие причудливые моменты. «Мне нравится, что багажник открывается рычагом рядом с сиденьем водителя, и что до крышки бензобака можно добраться лишь при открытом багажнике. Еще мне нравятся поворачивающиеся форточки на передних дверях и жалюзи радиатора — их закрывают в холодную погоду, чтобы быстрее прогреться», — говорит он.
«Короче, он необычный, прочный, достаточно удобный, вполне оборотистый и надежный».
Однако он признает, что у машины есть и недостатки. «Тормоза на моем первом „Моски" стояли дисковые. Это было, считай, смертельно — на малых скоростях они хватали особенно резко, вплоть до заноса. На нынешней машине стоят барабанные. Цилиндры и тормозные колодки я заменил, так что все работает на отлично».
«Еще один недостаток — поплавковый клапан карбюратора, от износа он заедает в открытом положении и топливо капает в двигатель и вокруг — а это более чем интересно, когда все раскаленное… Впрочем, это легко исправить».
40-летний сварщик из Глазго Стюарт Кросс (Stuart Cross) — владелец горчично-желтого «Москвича-2140» 1986 года выпуска. Маркой он увлекся, когда изучал политологию в университете. «Меня интересовала социальная история и политика Восточного блока, — объясняет он. — Автомобили были важной частью плановой экономики, поэтому было интересно узнать, что восточные немцы и русские экспортировали автомобили на Запад ради твердой валюты, а дома составлялись списки ожидания».
«Так что я, так сказать, совместил интерес к Восточному блоку с любовью к автомобилям и сменил за последние годы уже несколько. Мои фавориты — это „Москвич" и „Трабант"».
Как и другие автолюбители, Кросс очень любит свой «Москвич», но признает, что репутация марки здорово пострадала. «Вообще, мне кажется, что всерьез их не больно-то воспринимали. Это не считая того, что на всяком, у кого был „Москвич", в те годы стояло клеймо коммуниста».
Несмотря на свою бурную историю, «Москвич» остается жемчужиной для владельцев, которые лелеют эту русскую классику.