Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Недавние переговоры президента России и премьер-министра Израиля до сих пор не сходят с первых полос арабских СМИ. Главный вопрос: почему Тель-Авив усилил интенсивность обстрелов Сирии, хотя Москва ранее высказывала недовольство в этой связи? Автор делает вывод, что причина кроется за кулисами встречи Путина и Беннета в Сочи.
В последний год на юге Сирии наблюдались ожесточенные бои между силами сирийского режима и оппозицией, прежде чем вступило в силу новое соглашение, достигнутое при посредничестве России. Помимо интенсивных боевых действий, усилилась активность иранских и шиитских милиций в различных регионах страны, в том числе на сирийско-иранской границе.
Россия смогла взять под контроль силы сирийского режима и оставшиеся оппозиционные группировки в регионе, но, похоже, она так и не смогла усмирить проиранские милиции и «Хизбаллу», что вынуждает ее периодически обращаться к Тель-Авиву за поддержкой.
Такой вывод был сделан исходя из того, что Россия давно закрывает глаза на израильские удары по иранским позициям в Сирии.
Израиль и Россия заинтересованы в снижении роли Ирана в Сирии, особенно на юге страны. Израильские ВВС день за днем наносят удары по сирийской территории, чтобы держать проиранские милиции подальше от своих границ. Россия, в свою очередь, гарантирует отсутствие прямой конфронтации с Тегераном и налаживает сирийско-иорданские отношения как первый шаг на пути интеграции страны в арабскую экономику.
Международное сообщество больше не говорит о сирийском режиме, поскольку, когда Россия упоминает Асада, подразумевается, что он должен выслушать ее и подчиниться. Кроме того, вполне вероятно, что на встрече президента России Владимира Путина и премьер-министра Израиля Нафтали Беннета были достигнуты новые договоренности.
По итогам встречи Беннет заявил, что Израиль и Россия достигли хороших и стабильных договоренностей по Сирии. Он также добавил: «Мы обсуждали ситуацию в Сирии, потому что в определенном смысле русские — наши северные соседи, и важно, чтобы мы справлялись с деликатной и сложной ситуацией там плавно и без инцидентов».
Договоренности
Тель-Авив постоянно упоминает о российско-израильских договоренностях. Более того, координация между двумя сторонами находится на высоком уровне, учитывая, что авиаудары, нанесенные Израилем по сирийской территории, не могут происходить без ведома России, так как именно она контролирует сирийское воздушное пространство.
В июле 2018 года бывший премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху встретился с Владимиром Путиным. После встречи он назвал итоги переговоров, гарантирующие предотвращение конфронтации с Россией в Сирии, «долгосрочным достижением для Израиля».
Нетаньяху заявил: «Наши позиции сильны. Мы будем не бороться с русскими, а координировать с ними военные действия». Он также подчеркнул важность сохранения «свободы действий» в Сирии.
Россия, в свою очередь, заявила, что удары должны быть направлены против проиранских группировок, а не армии сирийского режима, чего Тель-Авив не мог обещать, поскольку их позиции частично совпадают.
В июне 2019 года в Иерусалиме состоялась встреча представителей России, США и Израиля, главной темой которой было присутствие Ирана в Сирии и то, как с ним бороться. Нетаньяху тогда заявил, что сотрудничество в сфере безопасности между Россией и Израилем значительным образом способствовало укреплению безопасности и стабильности в регионе и в корне изменило ситуацию. Он также назвал проведение этой встречи «беспрецедентным событием».
Представитель России заявил, что ее проведение нацелено на поиск совместных практических шагов в интересах урегулирования кризисной ситуации в Сирии и в регионе Ближнего Востока в целом.
Тель-Авив не был удовлетворен итогами встречи. Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев на пресс-конференции заявил: «Необходимо учитывать интересы Ирана в Сирии. Любые попытки представить Тегеран в качестве главной угрозы региональной безопасности для нас неприемлемы. Авиаудары Израиля по территории Сирии также являются нежелательными».
Израильская газета «Джерузалем пост» недавно подтвердила, что Россия и Израиль сотрудничают, чтобы выдворить Иран из Сирии. Тель-Авив уже почти десять лет работает над разрушением мечты Тегерана о региональной гегемонии, нанося сотни авиаударов по Сирии.
Обе стороны согласились с тем, что Тель-Авив продолжит свою политику в отношении Сирии, включая нанесение авиаударов. Об этом заявил министр строительства Израиля Зеэв Элькин, сообщает газета.
«Президент Путин прислушивается к потребностям Израиля в области безопасности. Мы говорили об иранской ядерной программе, складывающаяся ситуация вокруг которой вызывает беспокойство. Мы также обсуждали ситуацию в Сирии, потому что в определенном смысле русские — наши северные соседи, и важно, чтобы мы справлялись с деликатной и сложной ситуацией плавно и без инцидентов», — заявил Беннет после встречи с российским лидером.
Путин во время встречи в Сочи потребовал, чтобы Израиль лучше информировал Москву о своей деятельности на сирийской территории. Кроме того, лидеры двух стран обменялись мнениями о присутствии Ирана в Сирии, а также обсудили те усилия, которые Израиль предпринимает, чтобы держать его подальше от границы, насколько это возможно. Об этом сообщает израильская газета «Гаарец».
Общие интересы
В отчете Оборонного колледжа НАТО говорится, что взаимодействие с Москвой позволяет Тель-Авиву замедлить темпы расширения иранского присутствия в Сирии, а ее «молчаливая поддержка» делает возможным нанесение авиаударов.
Параллельно вместе с сотрудничеством между Россией и Ираном в Сирии разворачивается и соперничество за влияние внутри самой страны. Москва убеждена, что если режим Асада попадет под сильное влияние Ирана, это поставит под удар все потенциальные выгоды от проектов послевоенного восстановления. Тогда само российское присутствие в Сирии тоже может оказаться под угрозой.
Нынешняя ситуация позволяет России «набирать очки» в ходе переговоров с Израилем, в отличие от Ирана, который принципиально игнорирует этот вариант.
Россия использует сотрудничество с Израилем отчасти для того, чтобы объяснить пассивность своей системы ПВО в Сирии и минимизировать репутационные риски. Другими словами, изменение политики и реальная попытка остановить израильские атаки могут серьезно навредить имиджу России, как производителю передового оружия.
В отчете также говорится, что российско-израильское сотрудничество в Сирии обусловлено рядом причин, включая личные, политические и региональные отношения. Например, между Путиным и бывшим премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху установились прочные личные отношения. В период с 2015 по 2020 годы они встречались не менее 16 раз.
Ожидается, что приход к власти Нафтали Беннета не повлияет на характер российско-израильского сотрудничества благодаря Нетаньяху, который сыграл важную роль в создании и поддержании канала для диалога с Кремлем.