Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Почему украинские торговые ограничения против России не сработали и существуют ли другие инструменты, которые могут быть более эффективными? Автор «Экономической правды» мечтает об уроне российской экономике, но пока, к его огорчению, все происходит с ровным счетом до наоборот. Санкционная война с Москвой нанесла мощный удар по экономике самой Украины.
За последний год со стороны России начались новые провокации (рекордные с 2014 года скопления войск на границах) в отношении нашей страны, не отстает в этом и соседняя авторитарная Белоруссия с умышленно устроенным миграционным кризисом.
Эти события заставляют серьезно и основательно размышлять над тем, как сделать нашу экономическую санкционную программу более эффективной и прогнозируемой.
Санкционная политика, которую сейчас внедряет СНБОУ, направлена в основном на преодоление внутренних вызовов, но не внешних.
В Европе и США давно отказались от «санкционных бомбардировок», зато принятию санкций предшествуют кропотливые аналитические исследования того, как те или иные санкции будут работать, или смогут ли они нанести значительный ущерб экономическим интересам стране-нарушителю.
Россия и Украина имеют асимметричный военный и экономический потенциал, такой статус-кво требует от нашего правительства точечных решений в санкциях, подкрепленных экономическими расчетами и моделированием шоковых ситуаций с соответствующим планом действий в ответ на контр-санкции или недружественные действия России.
Неприятно удивляет, что до сих пор Министерство экономики не разработало ни одного нормативного документа для оценки экономических последствий от применения санкций (как для Украины, так и в контексте ущерба для России).
К тому же, ни инструкций, ни предписаний в течение семи лет не было принято ни одним из остальных министерств. Единственный позитив — назначение спецпредставителя по вопросам санкций в МИД, в остальном сплошной институциональный провал.
Сегодня наша экономика остается уязвимой к недружественным действиям России, а зависимость в некоторых отраслях (как в горюче-смазочной или энергетической) имеет критический характер.
Почему за семь лет войны украинское правительство не создало автономную экономическую систему, вопрос, как видим, риторический. Поэтому новые экономические санкционные программы против России, в случае масштабного обострения на фронте, должны дать ряд преимуществ в противостоянии.
Торговля с Россией: почему мы до сих пор так много продаем агрессору
Не секрет, что украинская экономика направлена на экспорт сырья, продукции АПК, природных ресурсов, продуктов химической промышленности, а Россия до 2014 года исторически занимала первое место в торговом обороте. По состоянию на 2021 год значительная часть украинского экспорта до сих пор направляется на российские рынки.
Цифры говорят сами за себя: удельный вес Российской Федерации во внешнеторговом обороте товаров и услуг Украины в 2020 году составил 8,5%. Для сравнения, наибольший процент товарооборота Украина имеет с Европейским союзом — 40,7%, Китаем — 13,3%, США и Турцией 4,9% и 4,6% соответственно.
В течение семи лет динамика торговли с РФ идет на спад благодаря запрету импорта российских товаров с добавленной стоимостью со стороны украинского правительства. Именно запрет на импорт российских товаров и импорт наших товаров страной-агрессором нанесли наибольший удар по экономике Украины.
На текущий момент Украина занимает шестнадцатое место в экспорте России и двенадцатое в импорте, тогда как до 2014 года Украина занимала лидирующие позиции (входила в топ-5).
Из динамики изменения импорта украинских товаров Россией можем заметить, что драматическое сокращение импорта произошло в 2014-2015 годах. Говоря о потерях, стоит упомянуть значительное уменьшение объемов транзита газа через территорию Украины и запрет транзита украинских товаров в третьи страны по территории России. А где же санкции?
Как видим, больше всего экономика Украины пострадала не от санкционирования отдельных украинских компаний и физических лиц, а от сокращения транзита газа и в целом от приостановки торгово-экономических отношений.
Анализируя структуру импорта/экспорта, видно, что Украина в основном экспортирует сырьевую продукцию, тогда как Россия экспортирует конечные продукты.
Россия в 2020 году успешно поставляет на Украину топливо и горюче-смазочные материалы, гражданские транспортные средства всех видов (вопрос: почему мы не закрываем необходимость в таких машинах за счет украинских компаний становится в ряд риторических), живой крупный и мелкий рогатый скот, мясо и мясные продукты, рыбу и продукты из нее, молочные продукты, овощи, фрукты, мед, орехи, чай, кофе, соль, сахар, кондитерские изделия.
Также спросом на Украине пользуются российские игрушки для детей, табачные изделия, пластмасса, кожа и изделия из кожи, древесина и изделия из нее, целлюлозно-бумажная продукция, часы и запчасти для них.
Из Украины Россия импортирует металлические изделия, станки и транспортные средства, продукты химической промышленности, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, текстиль и обувь.
Россия зависит от нас за счет экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов химической промышленности, продукции из древесины, электротоваров, металлических изделий.
Мы зависимы от России по импорту топлива и горюче-смазочных материалов (ядерное топливо — тепловыделяющие элементы), продуктов химической промышленности, транспортных средств и товаров машиностроительной промышленности, изделий из пластмассы.
Внешнеторговый оборот товаров и услуг с Российской Федерацией в 2020 году (по сравнению с 2019 годом) уменьшился на сорок процентов (на 6,7 миллиардов долларов) и составил десять миллиардов долларов.
Экспорт товаров и услуг в РФ уменьшился на 43,6% (на 4,1 миллиарда долларов) и составил 5,3 миллиарда долларов. Импорт товаров и услуг уменьшился на 35,4% (на 2,6 миллиарда долларов) и составил 4,7 миллиарда долларов. Украина до сих пор экспортирует в Россию больше, чем импортирует, но тенденция на приостановление товарооборота очевидна.
Государство должно помочь украинским компаниям, которые львиную долю товаров экспортировали на внутренний рынок России, выйти на рынки стран ЕС и рынки других стран, чтобы, в случае очередной эскалации со стороны РФ, иметь возможность избежать экономических убытков. К тому же, это позволит предотвратить шоковый эффект от потенциальных российских контрсанкций.
С другой стороны, в течение семи лет украинское правительство имело много возможностей найти альтернативных поставщиков топлива и горюче-смазочных материалов, продуктов химической промышленности и нарастить собственное машиностроение (которое необходимо для внутреннего рынка).
Тогда в распоряжении нашего правительства были бы реальные рычаги для применения санкций не против отдельных юридических лиц, а против целых отраслей российской экономики.
Как экономические санкции уменьшат торговлю с Россией
Ранее Украина и Россия использовали обычные инструменты экономического давления — пошлины, а санкции были дополнительным элементом, но незначительным.
Что сделала для этого РФ:
— в 2016 году приостановила действие ЗСТ с Украиной;
— Евразийский союз применил антидемпинговые пошлины на трубы, стальные колеса, арматуру и тому подобное;
— РФ запретила транзит по своей территории товаров из Украины, которые шли в Казахстан;
— РФ ввела продовольственное эмбарго.
— Евразийский союз применил антидемпинговые пошлины на трубы, стальные колеса, арматуру и тому подобное;
— РФ запретила транзит по своей территории товаров из Украины, которые шли в Казахстан;
— РФ ввела продовольственное эмбарго.
Что сделала Украина:
— отменила преференциальный режим торговли с РФ;
— подняла ставки ввозной пошлины для товаров из России;
— по состоянию на конец 2018 года Украина задействовала двенадцать защитных торговых мер.
— подняла ставки ввозной пошлины для товаров из России;
— по состоянию на конец 2018 года Украина задействовала двенадцать защитных торговых мер.
Какой же эффект могут иметь санкции?
Санкции мы внедряем долго и неэффективно. Вспомним историю, как Украина наложила санкции на сеть «ТНК» с российскими корнями лишь в 2018 году, когда еще в 2016 году государственная компания РФ «Роснефть» продала свои активы на Украине, включающие около сто пятидесяти заправок «ТНК» и Лисичанский нефтеперерабатывающий завод.
Санкции мы внедряем долго и неэффективно. Вспомним историю, как Украина наложила санкции на сеть «ТНК» с российскими корнями лишь в 2018 году, когда еще в 2016 году государственная компания РФ «Роснефть» продала свои активы на Украине, включающие около сто пятидесяти заправок «ТНК» и Лисичанский нефтеперерабатывающий завод.
До того, сеть «ТНК» была перепродана лицам и компаниям, аффилированным с господином Медведчуком. Подобная траектория экономических санкций постигла с десяток других компаний, которые были основаны российским капиталом.
Впоследствии подсанкционные российские компании без проблем сменили номинальных собственников, и стали швейцарскими или кипрскими.
Исключением можно считать санкции против российских платежных систем, доля которых до войны составляла до сорока двух процентов на украинском рынке, а после санкций упала почти до нуля процентов. Так же эффективным инструментом стал запрет российских социальных сетей («Вконтакте» и т.д.). Эффект от запрета которых получается гораздо сильнее экономических показателей.
Статистика свидетельствует, что российские санкции против отдельных украинских физических и юридических лиц почти не имеют влияния, ведь они либо перерегистрировали юридические лица и обходили санкции, либо перестраивали производство и экспорт на западные рынки.
Первое постановление о запрете деятельности отдельных физических и юридических лиц было обнародовано в ноябре 2018 года, под которое попали шестьдесят восемь украинских компаний.
Больше всего пострадали агрохолдинги, химические и машиностроительные предприятия. В качестве примера, анализируя финансовый отчет группы компаний МХП за 2018 год, видим, что экспектации менеджмента оправдались, а доход компании увеличился на двадцать один процент, экспорт продукции увеличился на тридцать процентов вследствие увеличения экспорта преимущественно в страны Ближнего Востока и в страны ЕС.
Также в санкционный список попала компания «Кернел», для которой 2019 год был чрезвычайно успешным, компания сгенерировала шестьдесят шесть процентов прироста дохода и возглавила рейтинг украинских экспортеров.
Более того, компания смогла привлечь инвестиции ЕБРР и Европейского инвестиционного банка, что свидетельствует об усиленной поддержке украинских компаний западными партнерами.
Последствия санкций для агросектора демонстрируют, что потенциал украинских производителей получил дополнительный стимул выходить на иностранные рынки, а рынок России для нас перестал быть приоритетным.
Как итог
Как мы видим, фискальная политика, эмбарго имели решающее влияние на частичное прекращение экономически-торговых отношений с Российской Федерацией.
Из десятков отдельных случаев и журналистских расследований, очевидно, что даже принятые указы о применении санкций против ряда юридических и физических лиц, не принесли желаемого эффекта, ведь санкции не панацея против бизнеса, который имеет сильное желание торговать с Россией.
Важно также понимать, что экономическая изоляция России негативно влияет не только на ее экономику, но и на наших производителей, поэтому выход на рынки ЕС, США и других перспективных стран является ключевым в проведении успешной торговой политики.