Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
У советского тяжелого танка Т-35 было пять башен и множество пушек и пулеметов, пишет iDnes. В СССР его любили выставлять напоказ во время военных парадов, тем самым желая продемонстрировать мощь советской армии. Но еще до войны руководство страны поняло, что для боевых действий этот танк не подходит.
Тяжелый танк с несколькими башнями сначала казался многим отличной идеей. Эта машина была оснащена невероятно мощным, а точнее многочисленным оружием. Его главное преимущество, восхищавшее сторонников Т-35, заключалось в возможности обстреливать сразу несколько целей. Но чем больше оружия появлялось у танка, тем внушительнее становились его размеры, прежде всего длина, а значит, росла и масса. Масса Т-35 была неадекватно большой по сравнению с толщиной брони.
Такая же, как у Т-35, масса была, например, у советских танков КВ-1 и КВ-2, которые появились позже него, но тоже применялись в начале Великой Отечественной войны. КВ это традиционные однобашенные танки, обладавшие броней неуязвимой для немецких ударов.
А вот у танка Т-35 броня была слишком тонкой, например, на боках и переде башни она составляла 20 миллиметров, что в сочетании с большими размерами и неповоротливостью танка, в который легко было метить, не оставляло больших шансов на выживание в бою. Так что экипажам Т-35 по сути везло, если прежде чем броня была разбита, их танки выходили из строя из-за технических неполадок.
Многобашенные танки разрабатывал не только Советский Союз, где эта компоновка, правда, полюбилась особенно. К праотцам таких танков нужно отнести британский экспериментальный Vickers A1E1 «Независимый», созданный в середине 20-х годов. Был создан всего один образец этого танка. Танк тоже был пятибашенным, как и более поздний Т-35, но пять башен оказалось слишком много.
Оценивая трезво, приходится признать, что даже три башни, которыми располагал советский танк Т-28 или немецкий Neubaufahrzeug, который относят к тяжелым, хотя по массе он соответствует Т-28, это уже слишком. Для полноты картины отмечу, что создавались и легкие двухбашенные танки, как правило, для водителя и двух пулеметчиков.
По сравнению с перечисленными танками «Независимый», Т-28 или Neubaufahrzeug, у которых всегда была только одна пушка, а остальное оружие — пулеметы, Т-35 мог похвастаться, кроме пулеметов, еще и тремя пушками. И если говорить о возможности обстреливать сразу несколько целей, то в данном случае они наиболее широки.
Создание Т-35, его прототипы и серийное производство
До сих пор ведутся споры о том, насколько на создателей танка Т-35 повлиял британский танк «Независимый». Так или иначе в СССР об этом танке знали, видели своими глазами и даже выражали заинтересованность в его покупке. По крайней мере некоторые источники сообщают, что такая задача ставилась советской делегации в Великобритании. Но эти два типа полностью отличаются друг от друга, если только не учитывать одинаковое количество башен. Например, у «Независимого» пушка находилась только в главной башне, а у Т-35 — в двух малых.
В начале 30-х годов советские танковые конструкторы только начинали разработки. Они набирались опыта на примерах зарубежных легких танков, и уже в 1931 году благодаря британскому «Виккерсу» появился легкий танк Т-26, а благодаря американскому «Кристи» — быстрый легкий танк БТ-2.
В сегменте тяжелых танков обошлось без зарубежных образцов. Вот только прежде чем конструкторы будущего танка Т-35 принялись за работу, они кое-что почерпнули из предыдущего закрытого проекта тяжелого танка, с которым им помогали немецкие коллеги.
Первый прототип Т-35 появился в 1932 году, а второй образец Т-35-2 — в следующем 1933. Серийное производство началось в 1934 году. Тут действительно уместно говорить о серийном производстве, хотя кого-то может смутить общее количество изготовленных танков. В 1934 году их было десять, в 1935 — семь, в 1936 — 15, в 1937 — десять, в 1938 — 11, а в 1939 году были собраны последние шесть. Таким образом, в общей сложности было произведено 59 серийных Т-35, из которых последние десять прошли конструкционную модернизацию.
Отличались и прототипы: и друг от друга, и от серийных машин. Им обоим пришлось «обходиться» всего шестью парами колес, но после ездовых испытаний было решено, что танки серийного производства получать восемь пар колес. Первый прототип отличался тем, что у главной башни был закругленный переход между вертикальной и потолочной броней. Еще одно заметное различие — пушечное вооружение на малых башнях: на прототипах стояли 37-миллиметровые пушки, а у серийных машин — 45-миллиметровые. Кроме того, увеличилось и общее количество пулеметов, а вот пулемет в передней части корпуса, напротив, убрали из-за изменения ее конструкции.
Вообще, различий много, и иногда серийный Т-35 даже называют «новым типом» по сравнению с Т-35-1 и Т-35-2. Различия были обусловлены, в том числе, частичной унификацией некоторых систем и комплектующих со средним трехбашенным танком Т-28. Началось это со второго прототипа. Все, что сказано ниже, касается серийных танков.
Вооружение танка Т-35А составляли три пушки и пять 7,62-миллиметровых пулеметов. Таким образом, на каждой башне было по одному пулемету с пушкой или без. С 1936 года иногда на крыше главной башни устанавливалась еще и шестая пушка, предназначенная для обстрела низко летящих самолетов.
Что касается пушек, то есть базового вооружения танка, то на главной башне монтировали пушку КТ-28. Она разрабатывалась для танка Т-28, но применялась и на легком танке БТ-7А. Укороченная пушка 7,62-миллиметрового калибра с длиной ствола 16,5 калибров была создана на основе легкого полевого орудия М1927.
На малых частях башни, то есть на передней правой и задней левой, стояли 45-миллиметровые танковые пушки с длиной ствола 46 калибров. Ее в СССР выпускали в огромных количествах и устанавливали на многие виды гусеничной и колесной техники. Максимальная скорость стрельбы достигала 15 выстрелов в минуту.
Задачи пушек на танке Т-35 распределялись логично и вполне ожидаемо следующим образом: 76,5-миллиметровая пушка предназначалась в первую очередь для боев с пехотой и полевыми укреплениями; 45-миллиметровая пушка — для танкового боя и столкновений с бронетехникой. Инструкция предписывала стрелкам 45-миллиметровой пушки уничтожать танки по собственной инициативе, но при обнаружении уязвимой цели они сначала должны были проинформировать командира танка в главной башне.
Танк вез боекомплект из 96 снарядов для 76,5-миллиметровой пушки, в общей сложности 220 снарядов для 45-миллиметровой пушки и десяти тысяч патронов для пулеметов. Боеприпасы различались, и для пушек меньшего калибра предназначались не только бронебойные снаряды, но и осколочные и так далее.
Базовый экипаж танка состоял из десяти человек. В полной комплектации его дополняли двумя механиками, один из которых был водителем. В основной состав, таким образом, входил водитель, три человека в главной башне, по два человека в башнях с пушками, и по одному человеку — в пулеметных башнях.
Последние десять серийных танков вышли в модернизированной версии известной как Т-35 модель 1938. Их можно сходу распознать по конической форме башни для большей баллистической сопротивляемости. Кроме того, некоторые участки брони стали толще, и добавился еще один пулемет — на этот раз в задней части главной башни.
Длина корпуса танка составляла 9,72 метров, а общая ширина — 3,2 метра. Большая разница между длиной и шириной привела к уже упомянутой вначале неповоротливости танка, который с трудом поворачивал. Заявленная боевая масса танка достигала 50 тонн. В модели 1938 года — более 54 тонн.
Толщина брони составляла от десяти миллиметров (дно корпуса) до 50 миллиметров (часть переда корпуса), а на модели 1938 года — все 70 миллиметров. Например, башни спереди и по бокам защищались броней в 20 миллиметров толщиной, а на модели 1938 года толщина брони главной башни достигала 25 миллиметров. Так же плохо были защищены и бока корпуса.
Т-35 оснащался бензиновым 12-циллиндровым двигателем М-17 мощностью 500 лошадиных сил. Впоследствии появилась более мощная модификация этого двигателя мощностью 580 лошадиных сил. Это был доработанный первоначально авиационный двигатель, созданный BMW, на который СССР купил лицензию.
Тяжелые танки Т-35 идут на войну
На первое июня 1941 года Красная армия располагала всеми 59 серийными танками Т-35. В мирное время ни один не был списан. Ни в оборонных боях с японцами у озера Хасан и на реке Халхин, ни при нападении на финнов во время советско-финской войны эти танки не применялись.
Вообще до войны с Германией эти машины перемещались мало, так как поддержание их в годном к эксплуатации состоянии требовало немалых усилий. Однако их регулярно показывали на военных парадах в Москве и Киеве для демонстрации мощи Красной армии.
Единственным боевым подразделением, которое на момент немецкого нападения на Советский Союз располагало танками Т-35 была 34-я танковая дивизия 8-го механизированного корпуса. Помимо 238 легких танков Т-26, 25 быстрых БТ и семи тяжелых КВ, дивизия располагала 51 Т-35. Но три Т-35 требовали ремонта средней сложности, а четыре — капитального. При этом три танка на тот момент находились в ожидании капитального ремонта на заводе номер 138 в Харькове, где прежде велось их серийное производство. При таких количествах вполне логично, что все они стояли на вооружении одной дивизии.
Остальные серийные Т-35, то есть восемь штук, использовались для обучения новых кадров. К примеру, две единицы были прикреплены к Военной академии механизации и моторизации в Москве.
34-я танковая дивизия включилась в бои практически в самом начале операции «Барбаросса», и случилось это в жестоком сражении в треугольнике Луцк — Броды —Дубно. К концу июня, когда сражение закончилось, много танков Т-35 были потеряны, в том числе при отступлении. Причем последней единицы советские силы лишились девятого июля.
Однако большую часть танков Т-35 34-я танковая дивизия потеряла не во время отступления, а еще до того, как эти машины успели столкнуться с неприятелем. В основном это происходило при передислокации, когда их выводили из строя технические неполадки, которые невозможно было устранить в полевых условиях. Часто ломалась или коробка передач, или сцепление, или тормоза необходимые для управления танком.
Один танк увяз в болоте, а другой перевернулся на берегу реки. Экипажи портили брошенные танки, уничтожали прицелы или просто взрывали их. С танков снимали пулеметы для дальнейшего использования. Всего пять танков Т-35 в битве под Дубно были уничтожены противником, и все — в последний день битвы 30 июня, когда эти танки наконец-то применили в настоящем бою. Такая же трагическая судьба, но без участия врага, постигла танк, который упал с моста и сгорел.
В октябре, как сообщают некоторые источники, с завода 183 на передовую доставили те танки, которые так и не дождались капитального ремонта. Во время первого боя за Харьков их использовали в качестве стационарной огневой точки или, если хотите, дота.
Без особых подробностей сообщается также о судьбе двух танков Т-35 в боях под Москвой. Тут уже нетрудно догадаться, что это были танки означенной военной академии. А поскольку есть фотографии как минимум одного из этих танков в заснеженной Москве с нанесенным на нем белым камуфляжем, то вполне вероятно, что в боях они начали участвовать не ранее ноября.
Наконец мы подходим к немцам. Они отремонтировали один трофейный танк Т-35 и испытали его на Куммерсдорфском полигоне. Водители жаловались, что управлять таким колоссом очень сложно. Но не поэтому в самом конце войны немцы, вспомнив о Т-35, воспользовались им как стационарным оборонным укреплением в битве за Берлин. Совершенно неважно, был ли он к тому моменту на ходу или нет. Просто из-за его уязвимости применять танк в бою давно не имело никакого смысла.