Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США угрожали Японии открыть огонь из пушек, а Россия пыталась колонизировать её постепенно. JBpress анализирует разницу подходов России и Америки в отношениях с Японией на протяжении столетий. Сравнение вышло не в пользу США. Большое внимание авторы уделяют личности архиепископа Николая Японского.
США угрожали открыть огонь из пушек, а Россия пыталась колонизировать постепенно… В конце периода Эдо (1603 — 1868 годы) к Японии один за другим стали приближаться западные корабли. В то время она проводила политику закрытой страны.
Писатель и бывший главный аналитик министерства иностранных дел Японии Масару Сато утверждает, что между сближением США и России с Японией была большая разница. Почему возникли эти различия? Приводим отрывок отредактированной версии лекции Сато, опубликованной в книге «Введение в геополитику».
Причины сближения России и США с Японией
В XVIII веке Россия двинулась на восток в поисках пушнины. Цель была не в колонизации Японии, а в обеспечении пушнины и торговли. Другой целью было распространение русского православия (христианство в России).
В свою очередь, американцы сочли Японию привлекательной в качестве транзитного пункта для перевозки угля. Если бы в Японии можно было пополнять запасы угля, то можно было бы свободно отправиться в Индийский океан.
А если загрузить уголь в Индийском океане, то можно добраться до Африки. Таким образом можно поддерживать глобальную сеть. То есть интерес Америки заключался в получении угля, воды и продовольствия в Японии, а не в ее колонизации. Это было удачей для Японии.
Немного позже, в 1870-х годах, у США появились имперские амбиции, поэтому если бы в тот момент произошло столкновение с Японией, то велика вероятность начала подобия Испано-американской войны, и Япония была бы превращена в колонию США, как и Филиппины.
Агрессивные США и уважительная Россия
Как писал американский военно-морской офицер Альфред Тайер Мэхэн в книге «Влияние морской мощи на историю» (1890 год), обязанностью военных кораблей была защита торгового флота.
В этом смысле они были действительно насильственными и агрессивными. Именно поэтому, когда Мэтью Колбрайт Перри оказывал давление на Японию с целью заставить ее открыть двери для внешнего мира, он проводил такую дипломатию — «если вы не откроете страну, мы ударим по вам из пушек».
- 1Пушкина любят в японском Кобэ (Yahoo News Japan)
- 2Daily Shincho: секс — приманка российских и китайских спецслужб в Японии
- 3Читатели Le Figaro о стычке в заливе Петра Великого: «США не позволили бы другим и четверти того, что их ВМФ делает у чужих берегов»
- 4Анимация истории: почему Россия не смогла победить Японию (Armchair History TV)
Кстати, корабли флота Перри называли «черными». Потому, что они были окрашены смолой в черный цвет. Корабль Перри «Саскэханна» был водоизмещением всего около 2500 тонн — вдвое меньше 6000-тонного «СарубиаМару», который курсирует между Токио и островами Идзу. Но тогда японцам он казался огромным.
Дело в том, что в то время стандартные японские корабли были намного меньше. Как вы думаете, какое водоизмещение было у кораблей, перевозивших рис и другие товары? Всего около 200 тонн.
Поэтому для японца, впервые увидевшего корабль водоизмещением 2500 тонн, это было самое большое судно в его жизни. «Мы не можем конкурировать с ними», — подумали наши предки и открыли страну. Американцы вскрыли Японию за счет давления.
В свою очередь, Россия не делала этого. На самом деле, русские больше контактировали с японцами. В то время русские моряки могли говорить по-японски. Дело в том, что в Иркутске и Санкт-Петербурге уже работали школы японского языка. В России Дэнбэй, Кодаю Дайкокуя и другим японцам, потерпевшим кораблекрушение, предлагали стать преподавателями японского языка, благодаря чему развивалось это лингвистическое направление.
Цель заключалась в распространении русского православия в Японии. Именно в этом проявляется принципиальная разница между русским православием и католицизмом. Православные проповедуют на местном языке и адаптируют литургию к обычаям и культуре страны.
В токийском районе Канда Суругадай есть русский православный собор Воскресения Христова, который в народе называют «храмом Николая». Во время божественной литургии там читают молебен императору Японии.
В нем говорится: «Благослови Господь его величество императора Японии, ее величество императрицу, наследного принца, наследную принцессу и всех членов японской императорской семьи. Аминь». Таким образом, Русская православная церковь строго следует национальному уставу страны.
Россия приспосабливается к местным условиям
Расскажу интересную историю. Архиепископ Николай Японский приехал в Японию в 1861 году и был первым русским, посвятившим свою жизнь распространению православия. Между тем его авторитет был настолько сильным, что русских православных в Японии стало столько же, сколько католиков и протестантов. Примерно одна шестая часть христиан в Японии — православные. В Японии много православных школ и большое количество православных среди интеллигенции.
Николай Японский интересен тем, что он не навязывал религию. Он не призывал принять христианство, а ждал, пока человек сам не постучится и не захочет войти. Например, в Хакодате Николай преподавал английский язык Ниидзима Дзё (Джозеф Харди Нисима), но никогда не предлагал ему принять православие. Ниидзима Дзё не интересовался в то время христианством, поэтому Николай был для него просто учителем английского языка.
Еще одним человеком, сыгравшим центральную роль в распространении русского православия в период Мэйдзи, был Такума Савабэ (Павел Савабэ). Он не был христианином. Савабэ хотел убить Николая, поскольку считал его отвратительным попом, приехавшим из России.
Но Николай сказал ему: «Если хочешь меня убить, убей. Но сначала давай поговорим». И Савабэ так впечатлился человечностью Николая, что принял православие.
В начале Русско-японской войны в 1904 году Николай выступил с речью в соборе Воскресения Христова: «Вы — японские православные христиане, поэтому молитесь за победу Японии. Но поскольку я русский, то не могу также молиться за Японию, поэтому отныне пусть службы проводит японский священник. В то же время, поскольку я несу ответственность за православных в Японии, то не вернусь в Россию, а останусь здесь».
Николай остался в своем имении. Франция представляла интересы России, поэтому он перешел под защиту французского посла. Император Мэйдзи отдал специальный приказ о свободе и протекции Николая, поскольку считал его выдающимся человеком. Николай посещал русских военнопленных, находившихся в Японии, и утешал их: «На войне случается многое, но японцы очень хорошие люди, и вы поладите с ними после окончания войны».
После Русско-японской войны стороны заключили соглашение. Можно сказать, что по нему Россия и Япония стали квази-союзниками. Они оставались друзьями вплоть до русской революции.
Таким образом, Россия обычно адаптируется к местным условиям. Когда в 1853 году в Японию приехал Путятин, ему приказали отправиться в Нагасаки. А когда он приплыл в Нагасаки, ему сказали вернуться в следующем году. И это продолжалось несколько лет. Но Путятин не злился и продолжал возвращаться в Японию.
В свою очередь, американцы сразу же пригрозили немедленно открыть огонь из пушек и без разрешения высадились в городе Урага, который даже не был открыт для иностранцев. Японцы испугались, что они атакуют замок Эдо, поэтому открыли порты.
Русские учитывали темперамент японцев и считали, что если их принудить силой, они непременно взбунтуются. Поэтому действовали терпеливо и не спеша.
В 1855 году был заключен Симодский трактат между Россией и Японией, но консульская юрисдикция была двусторонней. Этот договор предоставлял России преимущества в экономических вопросах, но с политической точки зрения он был равноправным.
Таким образом, Россия и Америка по-разному сближались с Японией, но в этом и заключается разница между морским и континентальным государством. Если бы Россия первая установила дипломатические отношения с Японией и укрепила бы свое влияние с севера, последствия могли бы быть ужасными.
Поскольку Россия признавала автономию и культуру японского народа, она могла включить Японию в свой состав, как это произошло с Финляндией. Она бы сохранила японского императора, а Япония стала бы продолжением России.
В этом заключается главное отличие американской политики от российской.