Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия занимает вторую строчку в списке крупнейших экспортеров оружия в мире после США и теперь намерена завоевать рынки традиционных клиентов и союзников своего давнего противника, пишет сайт NBC News. Авторы статьи рассматривают основную бизнес-стратегию Москвы в этой сфере на примере продвижения перспективного российского самолета-невидимки Checkmate («Шах и мат»).
Дубай, Объединенные Арабские Эмираты — Россия никогда не отличалась склонностью давать запоминающиеся названия своим самолетам. Обычно за нее это делал альянс НАТО — вспомните такие названия, как Flanker («Фланкер»), Bear («Медведь») и Foxtrot («Фокстрот»).
Ситуация изменилась с появлением нового российского истребителя-невидимки. Впервые Россия сама окрестила свой самолет до того, как это успели сделать Соединенные Штаты и их союзники. Она назвала его Checkmate («Шах и мат»).
Если говорить об этом названии, то оно вполне прямолинейно. Оно свидетельствует о том, что российские производители оружия смело заявляют о возможностях этого самолета.
«Сопоставимыми возможностями может похвастаться только [американский] F-35», — заявил Сергей Чемезов, бывший коллега президента России Владимира Путина по КГБ, а ныне глава крупнейшего в стране оборонно-промышленного холдинга «Ростех», выступая в ноябре на авиасалоне в Дубае.
По словам Чемезова, название Checkmate было выбрано, потому что Россия поняла, что создание бренда — это важная составляющая в процессе борьбы за покупателей на мировом рынке вооружений, где ставки чрезвычайно высоки. И это название стало очередным свидетельством того, что Россия, являющаяся вторым в мире крупнейшим экспортером вооружений после Соединенных Штатов, нацелилась на традиционных клиентов и союзников своего давнего противника.
Американский самолет F-35 стоит около 80 миллионов долларов, а цена Checkmate еще не объявлена. Но по слухам, распространяющимся в российских СМИ, он будет стоить около 30 миллионов долларов за самолет в базовой конфигурации. Однако все это является частью более широкой финансовой картины, в которой, скорее всего, будут присутствовать задержки и превышение стоимости. Кроме того, испытательные полеты начнутся не раньше 2023 года.
А еще необходимо учитывать вопросы производства, технического обслуживания и ремонта — все это делает новейшие американские самолеты-невидимки чрезвычайно дорогостоящими по сравнению с более старыми самолетами.
Российские вооруженные силы уже приняли на вооружение более крупного старшего брата Checkmate — Су-57. Однако им еще только предстоит закупить эти самолеты в сколько-нибудь значимых объемах. И российские ВС не демонстрируют особого интереса к новой модели. Это значит, что «Ростеху» потребуется найти крупного иностранного покупателя, чтобы Checkmate взлетел.
«Им нужен спонсор извне, — сказал Роб Ли (Rob Lee), аналитик и докторант, специализирующийся на вооруженных силах и оборонной промышленности России в Королевском колледже Лондона. — Одна из проблем с теми новыми системами вооружений, которые разрабатывает Россия, заключается в том, что им необходимо найти иностранного спонсора, который способен оплатить НИОКР, и тогда российские вооруженные силы будут их закупать».
Строго говоря, российские вооруженные силы не нуждаются в таком истребителе как Checkmate. И именно здесь вступает в игру «политика силы» российской элиты.
«Чемезов чрезвычайно влиятелен. Очевидно, он очень близок к Путину, поэтому, если начнется борьба между Чемезовым и Шойгу, скорее всего победит именно Чемезов», — сказал Ли, упомянув министра обороны России Сергея Шойгу.
«Все хотят купить что-то такое, что не будет стоить слишком дорого, но при этом не будет уступать более дорогостоящим аналогам, предлагаемым американцами», — сказал Чемезов.
В качестве основной бизнес-стратегии эта модель хорошо служила России последние годы.
В октябре Служба проведения исследований Конгресса США опубликовала отчет, где говорилось, что одна и ключевых причин, по которым потенциальный покупатель может обратить внимание на предложение Москвы, — что «российское оружие стоит дешевле, им легче управлять и его легче обслуживать по сравнению с западными системами».
Когда Чемезову задали вопрос о попытках России с помощью ее модели переманить традиционных союзников и клиентов Соединенных Штатов, он ответил коротко и по-английски: «Бизнес».
Но дело не только в этом.
Оборонная промышленность тесно связана с политикой, и Россия, как и Соединенные Штаты, тщательно координирует экспорт вооружений со своей внешней политикой. Примерно 80% военной промышленности страны находится под крылом государственного холдинга «Ростех». Чемезов — старый товарищ Путина. Они знают друг друга с 1980-х годов, когда они служили в КГБ.
«Продажа оружия — это центральный элемент внешней политики России, и правительство жестко ее контролирует, чтобы продвигать свои экономические и стратегические интересы, — говорится в докладе службы Конгресса США. — Продажа оружия способствует развитию ее отношений с другими странами в области обороны и политики».
Последние годы Россия продает свое оружие Египту, который традиционно был клиентом Соединенных Штатов, и она активно работает с клиентами на Ближнем Востоке, закупающими у Соединенных Штатов военное оборудование на миллиарды долларов, — с такими странами, как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. России еще предстоит проделать немалую работу на этом фронте, однако она уже продемонстрировала, что она способна убедить даже союзников НАТО — в частности, Турцию — покупать оружие у нее.
На авиасалоне в Дубае «Ростех» представил свой истребитель Checkmate потенциальным покупателям. Холдинг соорудил большой павильон и представил свой самолет, устроив при этом великолепное световое и лазерное шоу. Глядя на эту презентацию, можно было подумать, что вы присутствуете на презентации какого-нибудь роскошного спортивного автомобиля, а вовсе не самолета-невидимки.
Объяснение вполне очевидное: ОАЭ, организовавшие этот авиасалон, являются рынком для малозаметных самолетов, и американский F-35 занимает первую строчку в их списке покупок.
Тем не менее, пока неясно, может ли Москва убедить ОАЭ закупить Checkmate. Мира Ресник (Mira Resnick), отвечающая в администрации Байдена за закупки вооружений, сказала репортерам на авиасалоне, что страны Персидского залива не стремятся покупать российские самолеты.
«F-35 уже закрепился в этом регионе, — сказала Ресник в интервью Associated Press, добавив, что Израиль уже использует эти истребители. — Нам хотелось бы, чтобы ОАЭ могли использовать истребители F-35 таким образом, чтобы быть нашими партнерами по обеспечению безопасности и по сдерживанию угроз, в том числе со стороны Ирана».
Однако шансы у России все же есть.
В период работы администрации Трампа Соединенные Штаты и ОАЭ согласовали сделку на продажу оружия на сумму в 23 миллиарда долларов, которая включала в себя 50 истребителей F-35. Однако процесс реализации этой сделки замедлился после прихода Джо Байдена из-за беспокойства касательно роли этого королевства в йеменском конфликте.
Россия уже продемонстрировала, что она способна использовать разногласия в отношениях Соединенных Штатов с государствами этого региона.
В 2017 году, несмотря на мощное давление со стороны Вашингтона, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал контракт на сумму в 2,5 миллиарда долларов на покупку новейших российских зенитных ракетных комплексов С-400. Этот шаг заставил администрацию Трампа ввести санкции против Турции.
Когда Чемезова спросили, доставляет ли ему удовольствие продажа оружия союзнику Соединенных Штатов, он рассмеялся. «Мы тоже знаем, как продавать и как заинтересовать клиента, — сказал он. — То есть мы считаем, что в данном случае мы выиграли».