Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
«Северный поток — 2» был ошибкой ушедшей в отставку Ангелы Меркель, считает Handelsblatt. Не надо было позволять немецкому бизнесу участвовать в этом, с точки зрения издания, политическом проекте. То, что теперь этот проект может оказаться спасением для бизнеса Германии и дать ему необходимую энергию, автор не заметил. Он требует использовать проект для давления на Москву в интересах Украины.
Газопровод «Северный поток – 2» был грубой внешнеполитической ошибкой эры Меркель. Но сейчас, неожиданно для всех, он может пригодиться – как средство давления на Путина.
Определенная доля иронии заключена в том, что в конце концов «Северный поток — 2» может сыграть и положительную геополитическую роль. Тот самый балтийский газопровод, о котором бывший канцлер Ангела Меркель всегда утверждала, что он — чисто экономический проект, осуществляемый частными инвесторами. Эту точку зрения Меркель в международной политике больше не разделял никто. Ведь в действительности «Северный поток — 2» с самого начала был геополитическим фактором.
Этот экономический проект взбудоражил европейских партнеров Германии как на Западе, так и на Востоке, осложнил трансатлантические отношения не только при Трампе, но и при Байдене, усилил систему Путина, одарив Россию миллиардами евро и предоставив автократу средство для шантажа Украины.
Последним доказательством того, какое политическое значение может иметь обыкновенная металлическая труба, служит тот факт, что «Северный поток — 2» стал решающим средством давления, способным отвратить Владимира Путина от вторжения на Украину. Новое правительство Олафа Шольца должно пользоваться трубой таким же образом — каким бы абсурдным и болезненным ни казалось намерение ставить на карту завершенный проект стоимостью в 10 миллиардов евро.
Но этот газопровод стоит своих денег. Для Путина он — нечто большее, чем просто источник финансов. Он — престижный проект. Правда, никто не знает, сдерживает ли Путина угроза его закрытия. Более того, никто не знает, планирует ли Путин вообще вторжение на Украину или просто играет с огнем. Но то, что он на такое способен, он доказал аннексией Крыма.
Тот, кто в Берлине верит, что русский газ будет поступать по этому газопроводу в Европу, в то время как Путин — на этот раз силами регулярной армии — ведет войну с Украиной, политически наивен. Самый худший вариант следующий: ответственные лица в Берлине должны будут признать, что безнадежно ошиблись с «Северный потоком — 2».
Привязать газоснабжение к России — старая ошибка немецкой внешней политики
С самого начала большой ошибкой немецкой внешней политики было намерение с помощью еще одного балтийского трубопровода привязать газоснабжение к России, которая во все в большей степени действует автократическими методами внутри страны и как империалистическая держава вовне. Вообще никто толком не мог понять берлинской смеси из санкций в отношении Москвы, с одной стороны, и решения о строительстве газопровода, с другой. Подписание договоров по «Северному потоку — 2» через год с лишним после аннексии Крыма, противоречащей международному праву, относится к самым большим внешнеполитическим просчетам эры Меркель, закончившейся в эту среду.