Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
При планировании операции на Украине русские выбрали бы внутреннюю дестабилизацию обстановки в стране, заявил военный аналитик Михаил Самус в интервью Aktuality. Он считает, что Путин не заинтересован втягивать россиян в войну, так как она может обернуться для всех серьезными последствиями. При этом эксперт указал на «слабые места» России.
На сайтах мировых изданий уже несколько недель обсуждают, действительно ли Восточная Европа приближается к серьезному вооруженному конфликту. Российская армия опять стоит на границе с Украиной, и кое-кто даже озвучивает сроки, когда российские соединения могут двинуться на ее территорию.
Но некоторые украинские эксперты в области безопасности напоминают, что российские войска, готовые к наступательной операции, стоят на украинской границе и в Крыму уже несколько лет, и поэтому эти специалисты не ожидают, что в ближайшем будущем Путин отправит их вглубь Украины.
Военный аналитик Михаил Самус подчеркивает, что ситуация, которая сейчас сложилась на украинской границе, мало чем отличается от положения, в котором Украина пребывает с 2017 года.
С тех пор россияне держат три армейские дивизии на западе страны. Это 1-я танковая армия со штабом в Москве, 20-я армия со штабом в Воронеже и 8-я армия со штабом в Новочеркасске под Ростовом-на-Дону. Она командует сепаратистскими силами на Донбассе.
«Кроме того, после фактического аншлюса Белоруссии у России сегодня есть возможность размещать любые войска и на белорусской территории. Сильными морскими, ракетными и десантными соединениями Россия располагает и в Крыму», — рассказывает Самус, отмечая, что не стоит ждать, что в ближайшее время в этом смысле что-то изменится.
Дважды в одну реку
Сейчас россияне сосредоточили на украинской границе почти сто тысяч солдат. Поэтому во вторник за виртуальный стол переговоров сели американский президент Джо Байден и его российский коллега Владимир Путин.
«Очевидно, что Путин уже дважды проделал одно и то же, чтобы склонить президента Байдена к переговорам. Так было в апреле — мае, когда он начал перебрасывать войска к украинской границе. Я еще подчеркну, что войска были те же самые. Они, не скрывая, демонстрировали свои передвижения и лагеря близ Украины, хотя находятся там постоянно. Это сработало. Байден согласился на переговоры», — объясняет Самус.
Сейчас, по его словам, ситуация повторилась.
«Путин начал передвижения войск. Информационное пространство наводнили сообщения о том, что он готовит нападение. Это принесло плоды, и Байден снова согласился на переговоры, — комментирует военный эксперт. — Для Путина это ощутимый результат. Уже понятно, что никаких санкций против газопровода „Северный поток — 2" не будет, и, как я понял, Путину удалось добиться того, что вступление Украины в НАТО обсуждается не с Украиной, а с ним».
Вскоре Байден заверил Зеленского, что не обещал Путину никаких уступок в том, что касается права Украины принимать решения о собственной политике и партнерах.
Скорее всего, он попробует дестабилизировать страну
Если бы россияне на самом деле планировали напасть, то как действовали бы?
По мнению Самуса, можно исходить из подготовки, которую российские военнослужащие прошли в ходе масштабных учений в этом году. Тогда довольно большое внимание уделялось в основном подготовке в Крыму, куда Россия направила дополнительные десантные соединения морских и воздушных сил.
Если, по словам Самуса, русские планировали бы операцию, то выбрали бы внутреннюю дестабилизацию обстановки внутри Украины. Под дестабилизацией понимается провоцирование радикальных протестов, энергетического кризиса или кризиса государственного управления.
«Все это позволило бы русским, например, провести молниеносную операцию из Крыма», — говорит Самус, добавляя, что во время операции россияне могут теоретически попытаться оккупировать, например, южные территории. Это позволило бы Кремлю связать российскую территорию с аннексированным Крымом и взять под контроль источники воды, которые Крым потерял после того, как Украина отрезала его от воды из Днепра.
По мнению аналитика, наиболее выгодно россиянам было бы парализовать Киев настолько, что он не смог бы быстро реагировать.
«Это открыло бы перед Путиным новые возможности», — теоретизирует эксперт, отмечая, что если бы Украина начала операцию по обороне страны, Кремль мог бы выставить ей ультиматум, и уже потом Россия может гипотетически начать крупномасштабную операцию, задействовав те войска, которые сейчас окружили Украину. «Это в основном стратегические войска», — продолжает он.
Если операция будет, то небольшая и молниеносная
Украина и Запад, таким образом, оказались бы в очень сложной ситуации. Поэтому, по словам Самуса, самое главное будет не позволить парализовать командование и политическое руководство, а иначе они не смогут быстро реагировать на тактические операции на разных направлениях.
«В общем, нельзя допустить, чтобы Путин выдвигал какие-то ультиматумы. Но нужно четко понимать, что Путин готов начать крупномасштабную вооруженную операцию только в крайнем случае. Он тоже понимает, что прогнозировать что-то в таком случае будет очень сложно. Подобный сценарий мог бы привести к катастрофе не только Украину и Европу, но и саму Россию», — комментирует Самус.
Поэтому, по его словам, в планах российских стратегов — мелкие молниеносные эпизоды аналогичные тем, которые мы уже видели в 2014 году. Москва тогда действовала очень быстро, а Украина была после событий на Майдане ослаблена и в какой-то момент осталась без политического руководства. Поэтому не были предприняты эффективные меры для того, чтобы остановить «российских туристов» в камуфляже.
«Путин воспользовался окном возможностей. У него был месяц — два, когда русские с привлечением незначительных сил и с минимальными людскими и экономическими затратами сумели откусить Крым и кусок от Донбасса. Когда Украина начала защищаться, Путин остановился», — говорит Самус.
Вторжение? С неясным результатом для режима
Тем не менее военный эксперт полагает, что российский президент не заинтересован в том, чтобы втягивать россиян в крупномасштабную войну. Но не потому, что дорожит жизнями своих солдат. Нет, Путин оценивает стратегический результат.
«Путину совершенно безразлично, сколько могил выроют в России русским солдатам. Но что его беспокоит, так это стабильность его режима. Он забеспокоился бы, если бы понял, что эти могилы могут угрожать его режиму. А проблема крупномасштабной операции как раз в том, что он не может спрогнозировать, какими будут последствия для его режима», — комментирует Самус.
Может показаться, что столкновение украинской и российской армии — это схватка Давида с Голиафом, в которой у Голиафа большое преимущество. Но, по словам Самуса, Украина смогла бы защититься даже в случае массированного вторжения русских. Нельзя исключать и специальных операций непосредственно на российской территории, где украинская армия могла бы вывести из строя критически важную инфраструктуру.
«Русские сами, на своей шкуре, почувствовали бы, что такое война. А для путинского режима это может стать критическим ударом», — полагает Самус.
Поэтому, как считает аналитик, еще вопрос, пойдет ли Москва вообще на риск конфронтации. Но украинская армия готова к ней, хотя, конечно, силы противника преобладают.
«Главное, что украинская армия готова психологически. Возможно, вы заметили, что когда в западных СМИ началась паника из-за возможного нападения, украинская армия сохранила спокойствие. Украина воюет восьмой год, и для нас ничего не меняется. Расширение путинского наступления может привести только к тому, что украинская армия зарекомендует себя как прочная структура», — говорит украинский военный аналитик.
Ахиллесова пята есть у обеих сторон
Правда, у украинской армии есть несколько слабых мест. Ее военно-воздушные силы и флот по сравнению с силами и возможностями России — Ахиллесова пята. Проблемы могут возникнуть и в том случае, если русские решатся на широкомасштабное применение против Украины ракетных систем.
Поэтому, по словам Самуса, стране крайне важно создать противоракетную оборону. «В принципе сегодня ни у одной страны НАТО, за исключением США и их нескольких позиций в Европе, нет противоракетной обороны. Также у НАТО нет таких систем, как у Израиля. Украине же необходимо создание подобной системы, разумеется, адаптированной под наши размеры и характер противника, который тоже другой», — рассуждает Самус.
Но и у россиян есть несколько слабых мест. По словам аналитика, после введения санкций они, например, испытывают трудности с передовыми технологиями.
«С 2012 года, когда они получили гарантии на европейские технологии, они фактически не реализовали на одной новой успешной программы. А ведь это было еще во времена, когда с Россией сотрудничали и Германия, и Италия, и Франция, которые передавали ей все оборонные технологии. Русским не удалось развить эти программы, и теперь у них проблемы даже с оборонной техникой, а также с кораблями и авиацией», — утверждает Самус.
То же, по его словам, можно сказать о беспилотниках, структуру которых россияне создавали с помощью Израиля. Но после 2014 года Израиль прекратил передавать им дополнительные технологии, и Россия не сумела сама создать технологий, которые сегодня воплощены, например, в турецких дронах «Байрактар».
Война, которая сказалась бы и на соседях Украины
Если бы гипотетически в Кремле решились на вторжение, то, по словам Самуса, пошли бы на риск гуманитарной катастрофы огромных масштабов.
«В такой большой войне будут сотни тысяч жертв. Для современной Европы это была бы катастрофа и в плане гуманных ценностей, и в плане неспособности остановить Россию. Вы можете себе представить, что началось бы, если бы украинские города с миллионным населением, такие как Харьков, Киев, Запорожье, Днепр, подверглись ракетным ударам? Миллионы беженцев устремились бы, скорее всего, к западной границе Украины, а потом, вероятно, и в Европу», — предостерегает он.
Если бы потом русские перешли к уничтожению критически важной инфраструктуры и лишили бы украинцев продовольственных поставок и энергии, кризис еще углубился бы.
«Против Путина играет время. Каждый день Украина готова к войне все лучше и лучше. Ведь если сравнить Украину в 2014 году и в 2021, это две разные страны в психологическом, военном и экономическом смысле. Путинское запугивание уже утомило украинцев», — считает эксперт.
По его словам, сам российский президент тоже, по-видимому, понимает, что чем дальше, тем труднее ему будет давить на своего западного соседа.
«Если кто-то думает, что в украинских городах его будут приветствовать с российскими флагами, то я в этом очень сомневаюсь. Все на Украине видят, во что превратились Донбасс и Крым. Путин знает, что 2014 год не повторится, хотя тогда ему удалось одурачить людей пропагандой и воспользоваться населением восточной части страны в своих целях. Теперь у него такое вряд ли получится. Поэтому он продолжит нагнетать страх и давить тем самым на Запад, а Запад будет давить на Украину, чтобы она шла на уступки. Например, чтобы она отказалась от плана вступить в НАТО, от европейской перспективы, забыла о Крыме; чтобы мы реализовывали Минские соглашения на русских условиях. Путин будет добиваться этого, и нашим западным партнерам будет трудно ему противостоять. Посмотрите, администрация Байдена совершенно не готова к жестким мерам и, скорее всего, будет искать мягкий дипломатический способ договориться с Путиным», — подытоживает Михаил Самус.