Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Глава МИД Германии Анналена Бербок потребовала персональных санкций против Милорада Додика — главы Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины. «Вина» политика заключается в том, что он встретился с Путиным. После этого и представители России, и сам Додик заявили о необходимости вывести республику из-под 25-летнего западного «внешнего управления».
Анналена Бербок требует ввести штрафные меры против лидера боснийских сербов Милорада Додика. Он намеревается отторгнуть сербскую часть от федерации Боснии и Герцеговины, и в этом его поддерживает Путин. Чтобы положить конец такому сепаратизму, Бербок должна будет добиться принятия необычного решения Европейским союзом.
Лицо Анналены Бербок было совершенно спокойным. «Я выступила за то, чтобы существующий санкционный режим был использован и в отношении господина Додика», — заявила новый министр иностранных дел Германии в понедельник после переговоров с коллегами по ЕС в Брюсселе. Таким образом был брошен вызов человеку, действия которого грозят разжечь новый конфликт на Балканах.
Обвинения в адрес Додика
Милорад Додик, самый влиятельный политик сербской части Боснии и Герцеговины (БиГ), уже давно и откровенно грозит отделением Республики Сербской от федерации. В пятницу парламент Республики Сербской проголосовал за выход из армии, правовой и налоговой системы БиГ, а также из центрального правительства. По мнению наблюдателей, это равносильно отделению. Для страны, а заодно и для всех Западных Балкан и ЕС, это было бы катастрофой. Политика Додика, основанная на разграничении по этническому принципу, напоминает о причинах войн в Югославии в 90-е годы.
Только в Боснии в результате конфликта погибли около ста тысяч человек и было совершено самое ужасное военное преступление после Второй мировой войны — резня в городе Сребреница. Однако вызов, брошенный Додику госпожой Бербок, — это нечто большее, чем одно из проявлений ее «основанной на европейских ценностях внешней политики». Потому что в Боснии на карту поставлены интересы Запада. Российский президент Владимир Путин активно поддерживает Додика. В начале декабря этого серба приняли в Кремле. Путин знает, что сепаратистская политика Додика отдаляет момент вступления Боснии и Герцеговины в ЕС. Ведь сейчас БиГ вместе с Республикой Сербской в ее составе значится лишь «потенциальным кандидатом на вступление» на бумаге. Почему же Путин одобряет действия Додика? Потому что Москва хочет ослабить как ЕС, так и НАТО, а заодно продемонстрировать, что политика Запада терпит крах и в этом регионе.
Босния как нельзя лучше подходит для реализации этой задачи. В 1995 году под руководством США удалось остановить разрушительную войну. Но за это пришлось заплатить возникновением недееспособной политической системы. Дейтонское соглашение раскололо страну на две части: Федерацию Босния и Герцеговина и Республику Сербскую. С тех пор в регионе царит своеобразный холодный мир. Вместо одного там три президента: серб (Додик), хорват и босниец. Многочисленные региональные институты призваны следить за тем, чтобы сохранялась автономия отдельных этнических групп. Однако политики блокируют друг друга. Страна в принципе неуправляема. Этим пользуется Додик, играя на руку России.
Грехи Москвы
Например, Москва пытается добиться упразднения должности Высокого представителя [как правило представляющего волю Евросоюза и США] в стране. В настоящее время это немец Кристиан Шмидт (Christian Schmidt). У него широкие полномочия: он может снимать местных политиков с должности, издавать законы и создавать новые ведомства. Чтобы ослабить его позиции, Москва недавно пригрозила наложить вето в Совете безопасности ООН на продление миссии ЕС в Боснии. Таким образом Россия помешала Шмидту проинформировать Совет о положении дел в стране. В ООН был распространен лишь его письменный доклад, в котором Шмидт предупредил, что Босния стоит сейчас перед «самой тяжелой экзистенциальной угрозой послевоенного периода».
Политика Москвы на Балканах имеет прямое отношение к Вашингтону. «Возникшая в результате Дейтонского соглашения Босния и Герцеговина носит клеймо Made in America», — говорит Курт Бассуэнер (Kurt Bassuener) из берлинского аналитического центра «Совет политики демократизации» (Rat für Demokratisierungspolitik). Если под воздействием России соглашение будет сведено на нет, «то можно будет сказать: видите, у Америки ничего не получилось», — говорит знаток Балкан.
Похвальные санкции
США уже вводили санкции против Додика в 2017 году. Если у него будут активы в Америке, они будут заморожены, а самим американцам запретили вести с ним какие-либо дела. Но помимо этого Вашингтон практически никаких шагов не предпринимал. А страны ЕС вообще не прибегали к штрафным мерам, Брюссель делал ставку на дипломатию.
Бассуэнер критикует такую позицию. «По сути Запад подыгрывает российской стратегии вместо того, чтобы активно ей противодействовать, — говорит он. — Подход к этому региону должен быть принципиально пересмотрен и радикально изменен. Я надеюсь, что новое правительство Германии будет играть в этом деле ведущую роль». Своим заявлением Бербок как минимум дала понять, что хочет положить конец пассивности ЕС и в этом вопросе. Ее предшественник Хайко Маас хотя и говорил о санкциях как возможном средстве воздействия, но по имени лидера боснийских сербов не называл. Додику, скорее всего, новый курс не понравится. «Если Германия введет санкции, то мы на них ответим», — пригрозил он в одном из интервью.
А вот «четкое заявление госпожи Бербок Курт Бассуэнер назвал «похвальным». Однако его реализация может столкнуться с трудностями: страны ЕС должны будут единогласно проголосовать за санкции против Додика. Противодействовать этому будут, прежде всего, Венгрия, Словения и Хорватия. В связи с этим Бассуэнер, долго проживший в Боснии, предлагает создать коалицию стран, согласных ввести санкции против лидера боснийских сербов «вне рамок ЕС». Принять участие в такой коалиции могли бы, по его мнению, страны Бенилюкса, Чехия, а также Австрия. Последняя имеет «решающее значение, так как у Додика там активы». Других членов ЕС можно будет убедить потом, считает эксперт. По его мнению, Германия могла бы возглавить этот блок. Это способно стать амбициозным проектом нового коалиционного правительства — после многолетней политики умиротворения националистам и сепаратистам на Балканах будет послан четкий сигнал.