Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Нельзя давать России никаких «немедленных гарантий безопасности», никакого «прекращения расширения НАТО», пишет «Дневник». Автор статьи называет требования Москвы неприемлемыми. Большинство читателей издания предполагают, что Россия получит лишь часть того, что хочет.
Кажется, Владимир Путин хочет новую Ялту или хотя бы новый Хельсинки, но, скорее всего, получит очередной договор с США, в котором будет говориться о контроле над стратегическими вооружениями, неразмещении и выводе части ракет из приграничных районов, сокращении количества военных учений в Восточной Европе и на западе России.
Никаких «немедленных гарантий безопасности» России, никакого «прекращения расширения НАТО» или «отказа от какой-либо военной деятельности НАТО в Восточной Европе». Никаких обязательств «не размещать дополнительные силы и оружие в странах, вошедших в НАТО после мая 1997 года — кроме как в исключительных случаях с согласия России и членов НАТО».
Эти изначально неприемлемые условия Москва включила в проекты двух соглашений — с США и НАТО. Никаких предложений тем для обсуждения, никаких дипломатических инициатив — сразу проект договора с преамбулой, статьями, сроками вступления в силу, пустыми местами для подписей и сроками их действия (см. список требований России внизу текста). Еще до того, как Вашингтон и НАТО заявили, что вообще готовы о чем-либо говорить с Москвой.
Чтобы сделать ситуацию еще более абсурдной, замглавы МИД Сергей Рябков тут же уточнил: «Оба текста составлены не по принципу меню, где можно выбирать одно или другое, они взаимно дополняют друг друга и должны рассматриваться в комплексе. Разные аспекты тревожной ситуации в Европе, Евроатлантике и Евразии в каждом из этих документов отрабатываются по-своему. Нам важен именно комплексный, всеобъемлющий подход к проблемам в сфере безопасности и комплексный, всеобъемлющий характер гарантий безопасности РФ должен быть обеспечен».
Однако некоторые требования подразумевают разделение членов НАТО на категории и выходят далеко за рамки безопасности в Европе — например, «ликвидация сторонами инфраструктуры, позволяющей размещать ядерное оружие на территории других государств» или «отказ от полетов тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных и неядерных вооружений вне национального воздушного пространства».
Этот же российский дипломат, заявлявший, что это не ультиматум, а предупреждение, за последний месяц не раз выступал с заявлениями вроде «Свобода вступления в союзы не может быть абсолютной», «Вашингтон создает токсичную атмосферу в российско-американских отношениях», «Похоже, США готовятся к повторению [Карибского] ракетного кризиса»…
Завтра в Женеве ему предстоит сесть за стол переговоров с делегацией США. Против него будет Венди Шерман, заместитель госсекретаря США, второе по значимости лицо в Госдепартаменте.
Она всю жизнь была дипломатом — с 1982 года: 15 лет в должности замминистра, отвечает за российско-американские отношения, специалист по нераспространению и контролю над вооружениями, иранской ядерной программе. Занимается дипломатией с 1993 года (с некоторыми перерывами), координировала политику по Северной Корее и была ведущим переговорщиком по иранской ядерной сделке.
На 12 января запланировано заседание Совета Россия-НАТО, на 13 января — заседание Постоянного совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, членами которой являются Россия и США.
Все эти встречи пройдут даже не на уровне министров иностранных дел, т.е. от них нельзя ожидать чего-то особенного — только уточнение списка тем, по которым согласие есть, и тем, по которым действительно будут вестись переговоры. Обе стороны оставили себе достаточно пространства и времени для маневров, постепенного повышения уровня участников и личной встречи президентов Джо Байдена и Владимира Путина.
Обе стороны знают, что для того, чтобы переговоры состоялись, не должно быть серьезных инцидентов, тем более каких-либо военных операций России на Украине.
И хотя СМИ пестрят сообщениями о том, что вторжение на Украину запланировано на конец января-начало февраля, Путина предупредили об экономическом ударе и изоляции, с которой он столкнется — на этот раз все случится молниеносно, в первые же часы. Понятно, что российская армия несравненно сильнее украинской, но непонятно, какова политическая и стратегическая цель этого вторжения, учитывая, что российские военные в Донбассе (российский суд невольно подтвердил это несколько недель назад), а для парализации украинской армии достаточно наносить удары с территории России.
По словам главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова, все воинственные выступления Москвы — это «словесная артиллерийская подготовка и демонстрация уверенности» с целью достижения договоренностей с оппонентами.
Глава Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов считает, что основная причина нынешнего обострения — то, что «в Москве, видимо, пришли к выводу, что удержать Украину через Крым и Донбасс не получается». Россия давно выступает против вступления Украины в НАТО, но поскольку Минские соглашения не работают, а Киев получает военную и финансовую помощь, «количество претензий к Киеву и его союзникам перешло в качество».
Конфликт на Украине вышел за рамки отношений России и Украины, это часть отношений России с США, НАТО и европейскими странами, заявил Игорь Завелев, эксперт Института Кеннана Центра имени Вудро Вильсона в США. Поскольку перспективы решения конфликта туманны, то именно сейчас встал вопрос о гарантиях, хотя их предоставление и реализация в настоящий момент маловероятны. «Если Россия не найдет достойного места в системе европейской безопасности, украинский конфликт не может быть решен по существу», — считает эксперт.
В Москве появился термин «принуждение [Запада] к переговорам», но Арбатов считает, что США и НАТО не могут гарантировать России нерасширение военного альянса на восток. Даже сложно представить, как это можно юридически оформить, учитывая то, как устроен блок и что в нем 30 государств, в том числе страны Прибалтики и Польша. Но можно договориться, что стороны не будут обострять напряженность и ограничат военную помощь и учения…
«В долгосрочной перспективе конфликт мог бы быть решен мирно на основе Минских соглашений: Донбасс вернулся бы в составе Украины, Украина сохранила бы свой суверенитет и территориальную целостность, стала бы нейтральной, а Россия и НАТО стали бы ее гарантами», — предполагает Арбатов. О судьбе Крыма речи не идет.
В пятницу и субботу ведущие американские и западные СМИ начали распространять информацию о том, что именно готовы вывести и сократить США и НАТО, чтобы снизить напряженность в отношениях с Россией и восстановить доверие между странами. И в пятницу же госсекретарь США Энтони Блинкен повторил: ничего по Украине и Восточной Европе не будет решаться без Украины и Восточной Европы. В среду пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что дипломатия Вашингтона будет «прагматичной и ориентированной на результат», но США не намерены отвечать на требования России «по пунктам».
В интервью «Известиям» Сергей Рябков заявил, что жесткий подход России был необходим, поскольку предыдущие попытки убеждения оказались безрезультатными. И повторил: никакого расширения НАТО, никакого натовского оружия на Украине, прекращение «провокационных» военных учений — «всё это абсолютно необходимые неотъемлемые элементы, без которых мы будем вынуждены констатировать, что с той стороны проявляется некооперабельность».
«Никакого повышения тона или ударов по столу не будет», — заявил Томас Грэм, бывший старший директор по России в Совете национальной безопасности Белого дома. По его словам, Шерман и Рябков — опытные дипломаты, они будут вести переговоры профессионально, будут вместе стремиться снизить градус напряженности. По его словам, для США достаточно позитивным итогом женевского саммита станет согласие России по программе будущих переговоров.
Глава Российского совета по международным отношениям Андрей Кортунов считает, что, если бы Запад воздержался от поставок современного оружия Украине (говорят, что США собираются отправить зенитные комплексы Stinger), для России это была бы маленькая победа. Он уже много лет знает Рябкова и полагает, что, несмотря на его резкие высказывания в последнее время, не такой уж он и «ястреб»; то, насколько он будет тверд, или, напротив, гибок, зависит от указаний Кремля. «В конце концов „красные" линии будет определять Путин, а не Рябков. Рябков приложит все усилия, чтобы артикулировать эти „красные" линии», — добавил Кортунов.
Москва настаивает на том, что предложения должны быть приняты единым пакетом.
Россия предлагает НАТО:
— исключить дальнейшее расширение и присоединение к альянсу Украины;
— не размещать дополнительных военных и вооружения за пределами стран, в которых они были на май 1997 (до присоединения к альянсу стран Восточной Европы) — кроме исключительных случаев с согласия России и членов НАТО;
— отказаться от ведения любой военной деятельности на Украине, в Восточной Европе, Закавказье, Центральной Азии;
— не развертывать ракеты средней и меньшей дальности в районах, откуда они могут поражать территорию друг друга;
— не проводить учения и другие действия с численностью свыше бригады в согласованной приграничной полосе, регулярно обмениваться информацией о военных учениях;
— подтвердить, что они не рассматривают друг друга в качестве противников, закрепить договоренность мирно решать все споры и воздерживаться от применения силы;
— дать обязательство не создавать условий, которые можно расценить как угрозу;
— создать горячие линии для экстренных контактов.
Россия предлагает США:
— не размещать вооружения в тех районах, где это будет восприниматься другой стороной как угроза национальной безопасности;
— воздержаться от полетов тяжелых бомбардировщиков в ядерном и неядерном оснащении вне своего неба, откуда они могут поражать цели на территории другой стороны;
— воздержаться от присутствия боевых кораблей в районах вне национальных вод, откуда они могут поражать цели на территории другой стороны;
— не развертывать ракеты средней и меньшей дальности за рубежом и в районах, откуда они могут поразить цели на территории другой стороны.
— не развертывать ядерное оружие за рубежом и вернуть уже развернутое, а также ликвидировать инфраструктуру для развертывания ядерного оружия вне своей территории;
— не проводить военных учений с отработкой сценариев применения ядерного оружия и не подготавливать военных неядерных стран применять ядерное оружие;
— США обязуются исключить дальнейшее расширение НАТО на восток и отказаться от приема в альянс постсоветских стран;
— США взять обязательства не создавать военные базы в постсоветских странах, не использовать их военную инфраструктуру и не развивать с ними военное сотрудничество
Комментарии читателей:
eti mehter
Внешняя политика Штатов просто смешна… как долго они живут надеждой отвлечь внимание Москвы от Украины, перевернув все в Казахстане?
К2
Скорее всего, предъявляя столько претензий, Путин ничего не получит. Или добьется каких-то незначительных уступок, чтобы было чем вате очки втирать. Будет как барон Мюнхгаузен — вытащит себя за волосы и заявит о своей победе (которую никто не видел)
pafaka22
Удивительно, как они не потребовали разделить Германию
daskal1
Очевидно, Путин борется за возрождение своего режима, пугая среднестатистического россиянина старше 50 лет «вероломными нападениями». С молодежью это не сработает, хотя зависит, конечно, от множества факторов — образования, экономического положения и т.д. Есть и еще кое-что — применение двойных стандартов при оценке обстоятельств. С этим представителям Запада надо быть очень осторожными.
Moreee
Все это глупости и очередная промывка мозгов. Почти все активы российских чиновников находятся в странах-членах НАТО, почти все их дети живут в странах-членах НАТО. Кто-нибудь слышал о конфискованных деньгах и изгнанных наследниках? И не услышите. Россия и США взаимовыгодны и работают вместе. Вдумайтесь, дали бы янки нам 1 миллиард евро на покупку их же самолетов, если бы не «российская угроза»? Голосовали бы русские за Путина столько лет, если бы не «угроза со стороны США»? Кто хочет, пусть верит в очередной цирк. Я не верю!
Ghristoz
Путин забил серьезный автогол с Крымом — отношения с Украиной испорчены на поколения вперед. Не знаю, стоило ли это тогда, но сегодня кажется, что нет. Единственное, что ему остается — играть мускулами перед мужиками.
Angevins
В Кремле совсем с ума сошли, если думают, что эти требования будут приняты. Принять их — значит подарить Путину всю Восточную Европу. Русские ничего не получат.
еспресо
Сейчас Россия вкладывает ресурсы в Крым и Восточную Украину и в обмен получает злобного, нестабильного и враждебного соседа, в то время как Запад за символические инвестиции приобретает многочисленную дружественную страну. Боюсь, пока ЕС и НАТО не слишком заинтересованы в дальнейшей интеграции Украины — своих проблем хватает. Поэтому они сделают Путину какие-нибудь обнадеживающие жесты и оставят гноящуюся рану на его западной границе гноиться еще больше.
Henry
Есть только одно решение, не делайте вид, что вы не понимаете. Россия нарушила договор, гарантирующий территориальную целостность Украины в обмен на отказ от ядерного оружия. Поэтому Украине нужно вернуть ядерные ракеты — она направит их на Путина, и все закончится мирно и тихо. Он будет возиться в Казахстане и Азии, а с Западом будет проводить мирную политику. Он понимает только язык силы и никакой другой. Не следует идти на уступки, как раз наоборот. Плюс Украина должна немедленно стать членом НАТО.
Hristov
На одно надеюсь — что Европа больше не пострадает…обычно так оно и бывает.