Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Конгресс США рассмотрит 14 января законопроект сенатора Теда Круза о санкциях против «Северного потока — 2», пишет «Европейская правда». Однако для принятия документа не хватает десяти голосов сенаторов-демократов и шансы получить их становятся все более иллюзорными, подчеркивает автор.
Уже через несколько дней, четырнадцатого января, Сенат США рассмотрит законопроект о введении санкций против газопровода «Северный поток — 2». Этот проект, предложенный сенатором-республиканцем Тедом Крузом, предусматривает возвращение усиленных санкций против российского газопровода в течение пятнадцати дней с момента его принятия и позволяет Конгрессу голосовать за повторное наложение санкций, даже если президент отказывается от них.
По сути, принятие этого закона позволит «перечеркнуть» попытки президента Джо Байдена перезагрузить отношения с Германией, ключевой частью которых и было согласие Вашингтона на отмену части санкций против «Северного потока — 2». Тед Круз последовательно боролся против этой уступки. Благодаря фактическому шантажу — им было заблокировано назначение десятков послов — Круз достиг компромисса с лидером большинства Чаком Шумером.
Удастся ли республиканцам использовать этот шанс? И поставит ли голосование четырнадцатого января окончательную точку в вопросе санкций против «Северного потока — 2».
Республиканцы в поисках союзников
Для принятия законопроекта нужно шестьдесят голосов. Это значит, что даже если все республиканцы проголосуют «за», нужны еще голоса десяти сенаторов-демократов.
Тед Круз, как и другие республиканцы, уверен, что эти голоса найти удастся. Даже если это будет означать, что сенаторы проголосуют против позиции своего президента. «Практически каждый демократ несколько раз голосовал за санкции в отношении „Северного потока — 2"», — объясняет Круз. Он добавляет: «Если бы это было голосование по существу, оно было бы единогласным или почти единогласным. Есть несколько демократов, которые сказали мне, что они либо проголосуют, либо в значительной степени склоняются к возможности голосования за него. И это должно быть легким голосованием».
Действительно, многие демократы ранее высказывались за введение санкций. Теперь эти заявления могут стать проблемой для них, ведь демократы должны делать выбор между соблюдением своих обещаний и поддержкой президента.
Напомним, Джо Байден сам долгое время выступал против достройки «Северного потока — 2», однако, вступив в должность в тот момент, когда строительство газопровода было практически завершено, был вынужден изменить свою позицию. «Считаю, вводить санкции сейчас было бы контрпродуктивно с точки зрения наших отношений с Европой. Они знают, как я решительно настроен, и надеюсь, мы сможем сотрудничать относительно того, как вести себя с этим проектом в дальнейшем», — сказал Байден.
В результате было заключено специальное соглашение между США и Германией, которое предусматривает возможность введения санкций против России, если Москва будет использовать газопровод как оружие или будет оказывать дальнейшие агрессивные действия против Украины. Как комментировал такие аргументы Тед Круз, по этой логике США должны согласиться и на ядерную программу Ирана, если, конечно, Тегерану удастся продвинуться в ее реализации.
Впрочем, давление Госдепа постепенно дает свои результаты. Там утверждают, что законопроект Круза взорвет «объединенный фронт» с Европой в противодействии России. И этот аргумент находит ответ в Сенате. По данным Politico, в начале января произошел разворот настроений — демократы стали постепенно отказываться от поддержки республиканского законопроекта. Поэтому шансы найти десять голосов сенаторов-демократов становятся все более иллюзорными.
Против этого законопроекта теперь выступает демократ Джин Шахин, которая еще недавно сотрудничала с Крузом в вопросе противодействия «Северному потоку — 2».
Однако теперь она называет этот закон «несвоевременным» и утверждает, что имеет в отношении него «серьезные замечания».
Подобные заявления озвучивают и другие топ-демократы. В частности, по словам председателя сенатского комитета по международным отношениям Бена Кардина, законопроект Круза содержит «беспрецедентные вещи», которые делают его более опасным, чем полезным.
Просвет для демократов
Нынешняя позиция Госдепа заключается в том, что «Северный поток — 2» является не столько инструментом давления для РФ, сколько, наоборот, «рычагом влияния Европы на Россию». Как заявляет госсекретарь Энтони Блинкен, «если Россия возобновит свою агрессию в отношении Украины», то трудно представить, что по «Северному потоку — 2» будет идти газ.
Однако не слишком ли резким такой разворот выглядит для сенаторов? Особенно с учетом того, что немалая часть из них будут участвовать в довыборах в Конгресс, которые пройдут уже в этом ноябре этого года. Так будет ли отказ от ужесточения санкций против «Северного потока — 2» иметь политические последствия для демократов?
Не исключено, что не будет. Возможность сохранить лицо им предоставляет альтернативный законопроект, внесенный демократом Бобом Менендесом. Глава комитета Сената по международным делам еще ранее представил законопроект, который предусматривал санкции против «Северного потока — 2» в случае вторжения России на Украину. Эта позиция гораздо ближе к курсу Джо Байдена, а, соответственно, демократам проще поддержать именно этот проект, отказавшись от республиканского, как более радикального. Тем более, что, согласно регламенту, Сенат может рассмотреть оба законопроекта, однако инициатива правящей партии, а это проект Менендеса, должна пройти голосование первой.
В частности, сенатор Дик Дурбин сказал, что законопроект Менендеса является лучшим и посылает «сильный сигнал Путину». Тем не менее, Дурбин константировал, что не знает, когда состоится голосование по нему.
Сенатор Тим Кейн заявил, что, если законопроекту Круза появится альтернатива, он хочет их сравнить. Кейн подтвердтл, что его волнует собственная поправка в проекте Круза, которая позволит Конгрессу проголосовать за возобновление санкций, если президент отказывается от них.
И это дополнительно уменьшает шансы для инициативы республиканцев.
Впрочем, даже в такой ситуации Круз не собирается сдаваться. «Я предполагаю, что демократическое руководство могло бы попытаться поиграть в некоторые игры, но условия соглашения, которое мы достигли в декабре, заключались в том, что это будет самостоятельное голосование с шестьюдесятью голосами», — заявляет он.
В это же время, Круз все еще откладывает решение по остальным кандидатам на должности послов, ведь их одобрение будет зависеть от того, как будет рассмотрен его законопроект. «Цель задержки заключалась в том, чтобы совершить действия, которые позволят остановить „Северный поток — 2", и голосование на этой неделе является важным шагом в этом направлении», — уточняет он.
Поэтому даже в случае негативного для республиканцев результата тема «Северного потока — 2» не будет снята с повестки дня. Не исключено даже, что шантаж от Круза продлится, став важным элементом предвыборной кампании республиканцев на выборах в Конгресс.
Что увеличивает «вероятность вторжения»?
Шансы на принятие законопроекта Теда Круза уже не кажутся такими высокими, как несколько недель назад. Впрочем, даже при таких раскладах его активность до сих пор вызывает большое беспокойство Госдепартамента США.
Десятого января за закрытыми дверями состоялась встреча десяти еще не определившихся сенаторов-демократов с заместителем госсекретаря Викторией Нуланд и советником президента Джо Байдена по глобальной энергетической безопасности Амосом Хохштайном. После встречи сенаторы заявили, что они считают, что санкции в отношении российского газопровода «Северный поток-2», поддерживаемые сенатором-республиканцем Тедом Крузом, могут навредить отношениям с Германией.
В частности, сенатор Крис Мерфи заявил, что во время встречи обсуждался вопрос, о том, что законопроект Круза может навредить отношениям с новым правительством Германии, в то время, когда Вашингтон нуждается в его поддержке, чтобы давить на Россию для предотвращения вторжения на Украину.
«Я считаю, что подход правильный», — сказал Мерфи. «Поправка Круза повысит вероятность российского вторжения. Нет смысла вводить санкции против нового немецкого правительства, когда они только что изменили свою позицию, чтобы, наконец, заморозить трубопровод».
Той же позиции придерживается сенатор Джон Тестер, который еще не решил, будет ли голосовать за проект Круза, однако после встречи в Госдепе прокомментировал, что «мы должны убедиться, если мы собираемся вводить санкции, то эти санкции должны быть сосредоточены на проблеме».
* * *
До решающего голосования осталась всего пара дней, в течение которых стороны еще попытаются изменить ситуацию в свою пользу.
Среди этих попыток и обращение украинского президента Владимира Зеленского. «Украина просит всех своих друзей в Сенате США поддержать закон о защите энергетической безопасности Европы», — пишет он.
Не исключено, что к моменту решающего голосования в истории противостояния между противниками и сторонниками ужесточения санкций появится еще не один сюжетный поворот, способный повлиять на финальный исход.
Не стоит забывать, что многих влиятельных демократов в этом году ждут новые выборы, а соответственно, им будет непросто голосовать против санкций, к которым они ранее сами призывали.
В конце концов, на позицию сенаторов может повлиять и сама РФ — своим поведением на уже начавшихся консультациях по безопасности.
Поэтому в истории с ужесточением санкций еще рано ставить точку.
Несмотря на все попытки Госдепа, этот вопрос не будет закрыт даже после голосования четырнадцатого января.
И это дает Украине дополнительные шансы в противодействии российской агрессии.