Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
НАТО не дала России права вето на присоединение Украины, но Москва этого и не ждала, пишет Helsingin Sanomat. Тем не менее, Кремль от своих требований не отказывается. Итоги «переговорной недели» будут зависеть именно от российской стороны, считает корреспондент газеты.
Путин пояснит термин «военно-технические средства» в конце января — начале февраля
Москва — Итоги встречи России и НАТО 12 января в Брюсселе можно назвать довольно предсказуемыми. Что будет дальше?
На пресс-конференции после встречи генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg) повторил, что альянс твердо придерживается политики открытых дверей — то есть сохраняет право независимых государств присоединиться к НАТО.
Это удар по самому важному требованию для России — предоставлению гарантий о прекращении расширения НАТО на восток. НАТО не дала России права вето на присоединение Украины.
Но Россия этого и не ждала. Она прекрасно понимает, что ее противник придерживается иной позиции. Россия довольна уже тем, что переговоры наконец начались. Чтобы достичь хоть каких-то результатов, сторонам еще придется постараться.
НАТО дала России возможность говорить в Брюсселе не о расширении на восток, а о контроле вооружений и размещении ракет. Кроме этого, на пресс-конференции Столтенберг несколько раз подчеркнул, что военный альянс готов выслушать переживания и тревоги России.
Но России вряд ли достаточно просто быть выслушанной НАТО. Пока она не согласилась отказаться от своих требований.
12 января Россия заявила, что подумает о том, начинать ли ей переговоры с НАТО. Похоже, итоги «переговорной недели» будут зависеть от России и от того, что ей в итоге подойдет лучше всего.
На переговорах НАТО и России российскую делегацию возглавляли заместитель министра иностранных дел Александр Грушко и заместитель министра обороны России Александр Фомин.
12 января в России прошла отдельная пресс-конференция, на которой Грушко назвал переговоры «откровенными и прямолинейными». Он сказал, что «во главу угла натовской политики и военного строительства ставится задача сдерживания России».
Грушко считает, что «этот факт разрушающе действует на попытки выстроить общеевропейскую безопасность на иных принципах».
Фомин, в свою очередь, сообщил, что «российская сторона неоднократно предлагала альянсу предпринять меры по деэскалации обстановки».
«Это создает предпосылки возникновения инцидентов и конфликтов, подрывает основы безопасности», — заявил Фомин.
Если Россия решит не покидать путь дипломатии и продолжить переговоры, они могут затянуться. Судя по заявлениям России, военные столкновения по-прежнему остаются для нее реальной альтернативой.
11 января, накануне переговоров с НАТО, министерство обороны России объявило о новых военных учениях на границе с Украиной. Россия перебросила около трех тысяч военных и танки из Западного военного округа на различные полигоны, расположенные недалеко от сопредельной страны.
Россия заявила, что в случае краха переговоров ее ответ «будет носить военно-технический характер». В российских СМИ считается, что президент Владимир Путин пояснит этот термин не позже конца января — начала февраля.